Нестареющая Золушка

История балетных интерпретаций сюжета «Золушки» по известной сказке Шарля Перро богата событиями, именами хореографов, композиторов, исполнителей ведущих партий. Еще в конце ХIХ века к сюжету обратился Мариус Петипа, создав свой балет «Сандрильона». В ХХ столетии музыку к трехактному хореографическому полотну написал Сергей Прокофьев, и нынче «ставить балет «Золушка» означает «ставить балет Прокофьева».

Нестареющая Золушка | ФОТО предоставлено пресс-службой театра

ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Композитор начал работу над партитурой в 1941 году, он верил, что в суровое военное время зрителю нужны и светлые, оптимистические спектакли. По убеждению Прокофьева, в «Золушке» заключена целая школа жизни: утверждение добра, благородства, великодушия и трудолюбия. Хореографом спектакля стал плодовитый и прославленный балетмейстер Ростислав Захаров, чей «Бахчисарайский фонтан», созданный в 1934 году, до сих пор сохранился в репертуаре Мариинского театра.

Премьера «Золушки» Прокофьева — Захарова состоялась в Большом театре в 1945 году, она прозвучала как праздничный фейерверк в честь победы. Балет экранизировали в 1960 году под названием «Хрустальный башмачок». Этот фильм и стал подспорьем для главного балетмейстера Михайловского театра Михаила Мессерера, возродившего в наши дни балет Ростислава Захарова в своей редакции.

Необходимость редактировать спектакль была вызвана рядом причин: сцена Михайловского театра во многом уступает по размерам сцене Большого, отсюда возникла необходимость пересмотреть объемы массовых сцен; изменилась техника танца, она стала более виртуозной, дала возможность исполнителям укрупнить хореографический рисунок Захарова; технология смены декораций позволила придать динамики всему спектаклю, сделать его более компактным, не нарушая при этом замысел хореографа.

Михаил Мессерер бережно отнесся к первоисточнику, он словно снял патину со слегка потускневшего хореографического полотна. С таким же пиететом отнесся к оригинальной сценографии и костюмам Петра Вильямса художник воссоздания всего декора спектакля Вячеслав Окунев. Режиссер мультимедиа и автор светового дизайна Глеб Фильштинский сочинил поистине симфонию цвета и света, освободив сцену от тяжеловесных декораций и занавесов, перенося зрителей в мгновение ока из дома Мачехи Золушки в блистательные залы дворца Принца, который за несколько минут опоясывает земной шар в поисках девушки, обронившей на балу хрустальную туфельку.

Михаил Мессерер воспитал плеяду замечательных классических танцовщиков. В вечер премьеры главные партии Золушки и Принца исполнили Анастасия Соболева и Виктор Лебедев.

Природа не обделила Соболеву ни статью, ни темпераментом, ни обаянием, что особенно важно для танцовщицы, занимающей одно из ведущих положений в труппе. У нее элегантная удлиненность линий, большой шаг, полетный прыжок, стремительные туры и умение властно притягивать к себе зрительское внимание. Ее Золушка трогательная в своей простоте и доверчивости, она умеет прощать и делать добро. Принц Виктора Лебедева далек от рафинированных наследников престола в, скажем, «Спящей красавице» или «Лебедином озере». Он полон энергии, желания вырваться на простор из душной атмосферы придворной среды, неукротим в стремлении отыскать девушку, поразившую его скромностью и душевной теплотой. Виктор Лебедев танцовщик самобытный, большого виртуозного мастерства, у него динамичные вращения, тонкая фразировка движений и отчаянный азарт молодости. Каждый дуэт этих Золушки и Принца напоминает сонет, законченный по структуре и лирической наполненности.

«Золушка» — спектакль, густо населенный персонажами. Это прежде всего сестры Золушки Кривляка и Злюка в ярком исполнении Екатерины Одаренко и Екатерины Беловодской. Танцовщицы счастливо избежали чрезмерно гротескных черт, которыми исполнительницы этих партий нередко наделяют избалованных сестер Золушки. Это вполне современные девицы, которым лень вышивать гладью и не хочется сидеть дома. Мачеха Золушки (Ксения Русина) царит в семье. Властная, грубая, с дурными манерами, она и на балу у Принца ведет себя как рыночная торговка, пытающаяся «набить цену» своим дочерям.

В обширной и разноликой сюите характерных танцев запоминаются «испанцы» (Кристина Махвиладзе и Александр Омар), восточная пластика Светланы Бедненко. Отлично справился со сложнейшей партитурой Прокофьева оркестр театра по управлением Павла Сорокина.

Спектакль Михайловского театра посвящен 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева и 110-летию со дня рождения Ростислава Захарова. Новая «Золушка» стала достойным знаком памяти двум выдающимся деятелям русской культуры.

#Золушка #балет #Прокофьев

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.