Несколько дней из жизни Довлатова

Сегодня на экраны выходит фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов». Картина будет демонстрироваться в широком прокате всего четыре дня.

Несколько дней из жизни Довлатова |

Трудно смотреть кино про то, что любишь и знаешь: хочется придираться. «Довлатов» - фильм умный, сделан со вкусом, со знанием материала... Но вызывает вопросы.

Первый и главный - по поводу выбора актера на роль писателя Сергея Довлатова. Имя исполнителя долгое время держалось в секрете. Возможно, интрига - маркетинговый ход, момент существенный, ведь по части делового подхода к производству российское кино все больше приближается к мировому.

Для меня осталось загадкой, что же такого особенного помимо возрастной достоверности, символического портретного сходства и способности изобразить требуемую отстраненность от мира сего увидел режиссер в Милане Мариче. Я смотрю на нездешнее лицо на экране и гадаю: много ли он, милый молодой человек с кроткой полуулыбкой, родившийся в 1981 году в Сербии, понимает про время молодости моих родителей, в кругу которых достаточно было натур творческих, ищущих, амбициозных, задыхавшихся в СССР в начале 1970-х? Он обаятелен, играет грамотно, но не чувствует кожей ту болезненную рефлексию - как чувствует ее Герман-младший, которого в 1971 году еще на свете не было.

Конечно, искусство не имеет границ, но Герман все-таки снимал байопик (пусть и выхватив всего один значимый фрагмент из биографии главного героя), а этот жанр претендует на документальную точность. Само собой, Марича пришлось озвучить актеру российскому. Честно и достойно сделал это Александр Хошабаев, о котором, увы, вряд ли кто скажет слово: актеры дубляжа безлики.

Сценарий описывает несколько дней из жизни Довлатова холодной осенью 1971-го, в канун пышных ноябрьских праздников. Мне приятно видеть кусочки Ленинграда своего детства. Период развитого социализма, годы, именуемые в отечественной истории эпохой застоя, проступают здесь в трогательных узнаваемых деталях. Я каталась с такой же горки-ракеты, что и дочка Довлатова Катя, ездила в таких же трамваях, и у меня были вязаные варежки на резинке...

Я благодарна за эти воспоминания - не потому ли, что мне непроизвольно хочется присвоить воссозданную в картине атмосферу? Мое поколение тоже читало и перепечатывало запрещенную литературу и бросало престижные факультеты университетов в поисках истины или мифической внутренней свободы. Подобно героям картины, мы собирались на коммунальных кухнях, слушали «квартирники», гуляли по улицам и крышам, бесконечно курили и выпивали, спорили об искусстве и провожали друзей навсегда: отъезд на ПМЖ за рубеж в те годы был равнозначен смерти.

Герман уделяет пристальное внимание подбору актеров и в принципе не делит роли на главные и второстепенные. Странно, что двум исполнителям не удалось смахнуть с себя липкий налет медийности и освободиться от наработанных штампов. Светлана Ходченкова в амплуа невостребованной актрисы (забавный казус) и Данила Козловский в обличье непризнанного художника, промышляющего фарцовкой, невнятны. Зато их имена на афише могут привлечь внимание публики.

У артистов, работающих тоньше и глубже, получилось выйти на площадку с открытыми, словно умытыми, лицами и убедительно перевоплотиться в товарищей хороших, но не виноватых в том, что Довлатов родился в неправильное время в неправильном месте. Елена Лядова играет чуткого, интеллигентного сотрудника издательства - из той редкой породы людей, что умеют сострадать и стыдиться за дурные поступки других. Антон Шагин изображает работягу: его метростроевец, пишущий достойные стихи, парень простой - лживая мораль ему невыносима, и он выбирает внутреннюю эмиграцию. Анна Екатерининская рисует четкий собирательный образ государственной пропаганды в лице типичной редакторши «идиотской заводской газеты», где Довлатов числился корреспондентом и тщетно пытался «искренне, без иронии» воспевать в заметках советскую действительность. И бесспорная актерская удача - роль Бродского: Артур Бесчастный показывает своего персонажа прежде всего живым человеком и затем - гением.

Фильм густо населен обыкновенными советскими людьми. Они словно сошли со старых фотографий, которые мы храним в альбомах черно-белыми - но память-то наша цветная. Кстати, о цвете: лента кажется искусственно состаренной. То ли фильтры применил польский оператор Лукаш Зал, то ли это результат цветокоррекции, то ли спецэффект от сигаретного дыма, вечерних сумерек, утреннего тумана и тяжелого сна наяву...

За всей этой тягучей, мучительной реальностью, за безвольным внешним спокойствием, подавляющим смятение и морок, скрывается огонь, который выжигает творческую единицу изнутри. Это подтверждает и старый кинематографический прием: дальнейшая судьба героев досказана титрами на последних минутах. Один титр про Бродского, другой про Довлатова сообщают общеизвестные, но важные факты: оба скоропостижно скончались в эмиграции, у обоих на свободе не выдержало сердце.

И тут у меня возникает последний вопрос, остающийся риторическим: почему фильм назван только одним именем? Ведь создается ощущение, что Бродскому Герман уделяет не намного меньше экранного времени, чем собственно Довлатову. Их линии, усиливая друг друга, запараллелены и почти равнозначны. Так во всяком случае кажется.

#премьера #Алексей Герман-младший #Довлатов

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.