Несколько дней из жизни Довлатова

Сегодня на экраны выходит фильм Алексея Германа-младшего «Довлатов». Картина будет демонстрироваться в широком прокате всего четыре дня.

Несколько дней из жизни Довлатова |

Трудно смотреть кино про то, что любишь и знаешь: хочется придираться. «Довлатов» - фильм умный, сделан со вкусом, со знанием материала... Но вызывает вопросы.

Первый и главный - по поводу выбора актера на роль писателя Сергея Довлатова. Имя исполнителя долгое время держалось в секрете. Возможно, интрига - маркетинговый ход, момент существенный, ведь по части делового подхода к производству российское кино все больше приближается к мировому.

Для меня осталось загадкой, что же такого особенного помимо возрастной достоверности, символического портретного сходства и способности изобразить требуемую отстраненность от мира сего увидел режиссер в Милане Мариче. Я смотрю на нездешнее лицо на экране и гадаю: много ли он, милый молодой человек с кроткой полуулыбкой, родившийся в 1981 году в Сербии, понимает про время молодости моих родителей, в кругу которых достаточно было натур творческих, ищущих, амбициозных, задыхавшихся в СССР в начале 1970-х? Он обаятелен, играет грамотно, но не чувствует кожей ту болезненную рефлексию - как чувствует ее Герман-младший, которого в 1971 году еще на свете не было.

Конечно, искусство не имеет границ, но Герман все-таки снимал байопик (пусть и выхватив всего один значимый фрагмент из биографии главного героя), а этот жанр претендует на документальную точность. Само собой, Марича пришлось озвучить актеру российскому. Честно и достойно сделал это Александр Хошабаев, о котором, увы, вряд ли кто скажет слово: актеры дубляжа безлики.

Сценарий описывает несколько дней из жизни Довлатова холодной осенью 1971-го, в канун пышных ноябрьских праздников. Мне приятно видеть кусочки Ленинграда своего детства. Период развитого социализма, годы, именуемые в отечественной истории эпохой застоя, проступают здесь в трогательных узнаваемых деталях. Я каталась с такой же горки-ракеты, что и дочка Довлатова Катя, ездила в таких же трамваях, и у меня были вязаные варежки на резинке...

Я благодарна за эти воспоминания - не потому ли, что мне непроизвольно хочется присвоить воссозданную в картине атмосферу? Мое поколение тоже читало и перепечатывало запрещенную литературу и бросало престижные факультеты университетов в поисках истины или мифической внутренней свободы. Подобно героям картины, мы собирались на коммунальных кухнях, слушали «квартирники», гуляли по улицам и крышам, бесконечно курили и выпивали, спорили об искусстве и провожали друзей навсегда: отъезд на ПМЖ за рубеж в те годы был равнозначен смерти.

Герман уделяет пристальное внимание подбору актеров и в принципе не делит роли на главные и второстепенные. Странно, что двум исполнителям не удалось смахнуть с себя липкий налет медийности и освободиться от наработанных штампов. Светлана Ходченкова в амплуа невостребованной актрисы (забавный казус) и Данила Козловский в обличье непризнанного художника, промышляющего фарцовкой, невнятны. Зато их имена на афише могут привлечь внимание публики.

У артистов, работающих тоньше и глубже, получилось выйти на площадку с открытыми, словно умытыми, лицами и убедительно перевоплотиться в товарищей хороших, но не виноватых в том, что Довлатов родился в неправильное время в неправильном месте. Елена Лядова играет чуткого, интеллигентного сотрудника издательства - из той редкой породы людей, что умеют сострадать и стыдиться за дурные поступки других. Антон Шагин изображает работягу: его метростроевец, пишущий достойные стихи, парень простой - лживая мораль ему невыносима, и он выбирает внутреннюю эмиграцию. Анна Екатерининская рисует четкий собирательный образ государственной пропаганды в лице типичной редакторши «идиотской заводской газеты», где Довлатов числился корреспондентом и тщетно пытался «искренне, без иронии» воспевать в заметках советскую действительность. И бесспорная актерская удача - роль Бродского: Артур Бесчастный показывает своего персонажа прежде всего живым человеком и затем - гением.

Фильм густо населен обыкновенными советскими людьми. Они словно сошли со старых фотографий, которые мы храним в альбомах черно-белыми - но память-то наша цветная. Кстати, о цвете: лента кажется искусственно состаренной. То ли фильтры применил польский оператор Лукаш Зал, то ли это результат цветокоррекции, то ли спецэффект от сигаретного дыма, вечерних сумерек, утреннего тумана и тяжелого сна наяву...

За всей этой тягучей, мучительной реальностью, за безвольным внешним спокойствием, подавляющим смятение и морок, скрывается огонь, который выжигает творческую единицу изнутри. Это подтверждает и старый кинематографический прием: дальнейшая судьба героев досказана титрами на последних минутах. Один титр про Бродского, другой про Довлатова сообщают общеизвестные, но важные факты: оба скоропостижно скончались в эмиграции, у обоих на свободе не выдержало сердце.

И тут у меня возникает последний вопрос, остающийся риторическим: почему фильм назван только одним именем? Ведь создается ощущение, что Бродскому Герман уделяет не намного меньше экранного времени, чем собственно Довлатову. Их линии, усиливая друг друга, запараллелены и почти равнозначны. Так во всяком случае кажется.

#премьера #Алексей Герман-младший #Довлатов

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...