Неповторимый и необходимый. Композитору Виктору Плешаку – 75

13 ноября исполнилось 75 лет петербургскому композитору Виктору Плешаку. И 70 лет с того дня, когда он впервые вышел на сцену. Да, ему было всего пять лет, когда он исполнил «Жаворонка» Глинки. Его способности оценила знаменитая мхатовская актриса Алла Тарасова и посоветовала родителям отдать мальчика учиться музыке.

Неповторимый и необходимый. Композитору Виктору Плешаку – 75 | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Виктор Плешак – автор опер и оперетт, мюзиклов и водевилей, ораторий и кантат. И сотен песен. Многие, как говорится, ушли в народ: «Экипаж – одна семья», «Зенит! Зенит! Зенит!», «Ленинградки», «Я люблю тебя»... Одна из самых известных – «Неповторимый Петербург», ее даже считают неформальным гимном города.

Виктор Васильевич, как родилась эта песня?

– В апреле 1997 года на вечере в честь 90-летия со дня рождения Василия Павловича Соловьева-Седого, я задумался, в чем же сила этого композитора, почему его «Подмосковные вечера» снискали всенародную любовь?

В тот вечер я для себя сделал открытие, что все его задушевные и любимые народом песни написаны в минорных тональностях. После концерта вернулся в Дом творчества композиторов в Репино, где работал над очередным музыкальным спектаклем, и, сев за рояль, стал импровизировать. Родилась лирическая мелодия в миноре в блюзовых тонах, и я даже подобрал к ней собственный, но несовершенный текст. На следующее утро позвонил своему соавтору Юрию Погорельскому и сообщил, что есть мелодия и «рыба» к ней, которую надо подтекстовать. И у поэта сразу родилась строчка «Неповторимый Петербург, неповторимый!». Песня стала признанием в любви к великому городу.

Можете ли вы предугадать судьбу своей песни?

– Это можно сравнить с лотереей. Я написал ораторию «Неповторимый Петербург», где эта песня уже звучала в финале, и именно она дала название всему произведению. Оратория была исполнена концертным оркестром русских народных инструментов под управлением Владимира Попова... А потом Владислав Чернушенко, художественный руководитель Капеллы, записал эту песню с симфоническим оркестром для музыкальной программы «Поющие и танцующие фонтаны», которая не один год звучала на Московской площади Петербурга. Можно считать это признанием? (улыбается).

Песня «Неповторимый Петербург» звучала и у стен Исаакиевского собора, и на Дворцовой площади в исполнении многотысячного хора...

– Причем неоднократно. В 2013 году, а затем и на следующий год 24 мая, в День славянской письменности, Владислав Чернушенко дирижировал пятитысячным сводным хором, который на ступенях Исаакиевского собора исполнил «Неповторимый Петербург». А с хором Капеллы Владислав Александрович в День города традиционно исполняет эту песню на церемонии возложения цветов к «Медному всаднику». Лично я десятки раз выступал с этой песней и в Большом зале Филармонии, и в БКЗ «Октябрьский», где часто партию второго фортепиано исполнял мой младший сын Алексей.

Для вас лично в чем заключается неповторимость Петербурга?

– Это мой родной город. Здесь я появился на свет. Дорогие сердцу улицы – это три луча от Адмиралтейства. Невский проспект, где я родился, Гороховая улица, где живу, и Вознесенский проспект, где рядом находится Дом композиторов. Сокровенные места – Дворцовая площадь, Зимняя канавка и Петропавловка... Петербургу, Петрограду, Ленинграду я посвятил более ста сочинений в разных жанрах. Есть и блокадный цикл, где оратория «Ленинградки» написана в память о моей маме, пережившей здесь все 900 дней блокады. Я продолжаю воспевать любимый город, мой Петербург – «неповторимый, необходимый».

Беседовала Лариса ЮЖАНИНА

8 ноября в рамках XIX фестиваля «Почетные граждане Санкт-Петербурга» в Малом зале Филармонии состоялась тепло встреченная публикой концертная премьера отдельных номеров мюзикла Виктора Плешака «Пушкин» (автор либретто Олег Ернев, режиссер-постановщик Андрей Егоров, исполнители – ведущие артисты петербургских театров).

26 ноября творческий вечер Виктора Плешака пройдет в Капелле. В исполнении солистов, хора и симфонического оркестра под управлением Владислава Чернушенко прозвучат многие произведения композитора, в том числе и песня «Неповторимый Петербург».

1 декабря юбилейный творческий вечер композитора состоится в Большом зале Филармонии. Его произведения исполнит Андреевский оркестр, с которым он сотрудничает более полувека. Прозвучат произведения Виктора Плешака для русских народных инструментов. В последние годы композитор работал над созданием музыкально-исторической эпопеи «Русский мир». Каждая из частей эпопеи рассказывает об одном из эпизодов истории России. Солисты Мариинского и Михайловского театров исполнят фрагменты этого монументального цикла. За пультом – Дмитрий Хохлов. 


#композитор #песни #75-летие #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (7050) от 15.11.2021 под заголовком «Неповторимый, необходимый...».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?