В России начнет действовать «неотложка» для памятников
Русский музей стал инициатором подписания соглашения с французскими партнерами о сотрудничестве в области исследования и сохранения памятников. Речь идет о создании специально оснащенной мобильной лаборатории, позволяющей на месте обследовать неперемещаемые объекты культурного наследия или предметы из фондов музеев, не обладающих специальным оборудованием.
В отделе технологических исследований иногда совершают настоящие открытия. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Идея не нова. Какое-то время назад заинтересованность в проекте проявило Министерство культуры. Специалисты музея подобрали аппаратуру, которая может войти в состав мобильной лаборатории, подготовили документацию, консультировались с коллегами из-за рубежа. До финансирования дело не дошло.
Теперь к проекту подключились французы. У них есть желание сотрудничать и опыт. Во Франции музеи, реставрационные мастерские, научно-исследовательские институты создают общие базы данных. Накоплен материал, который можно использовать и у нас.
Соглашение о проекте «Мобильная лаборатория РФ» подписано несколькими участниками. С российской стороны это Русский музей и Эрмитаж, где есть лаборатории технологического исследования искусства, а также СПбГУ, обладающий крупным технопарком для тех же целей.
Францию представляют Центр исследований и реставрации музеев, который осуществляет контроль, исследование и реставрацию фондов всех 1200 государственных музеев страны, научная лаборатория, работающая в сфере консервации исторических памятников, принадлежащих государству, в числе которых Нотр-Дам де Пари, и Фонд наук и культурного наследия, осуществляющий поддержку научно-исследовательских проектов.
Для нашей страны мобильная лаборатория, способная перемещаться по ее необъятным просторам, - неотложная помощь историческим сооружениям и небольшим музеям. Как говорят специалисты, приоритет - недвижимые памятники. Аппаратура способна оценить степень их сохранности, состояние металлических или деревянных конструкций. На месте можно определить, какого времени кирпичная кладка, есть ли под фресками более ранние росписи... Для провинциальных «хранителей вечного» польза такой лаборатории неоценима.
Специалисты химико-биологической лаборатории в Русском музее, например, работают на реставрацию, исследуют живопись, дерево, ткань, бумагу. Картина представляет собой многослойный «пирог»: грунт, слои краски, лаков. Чтобы изучить состав, реставраторы отбирают с полотна крошечные пробы, которые глазом трудно разглядеть. Химики из проб «вытягивают» нужные данные: какие пигменты использованы, что за связующие. Картине ставится диагноз, чтобы выбрать правильный метод лечения. Вполне мобильный вариант исследования - микроскоп, руки и знания.
У отдела технологических исследований того же музея (отдел вскоре отметит пятидесятилетие) широкий спектр работы. Здесь изучают живопись, иконы, рисунки, гравюры, скульптуру, керамику, фарфор, стекло... Используются аппаратура для оптических исследований, съемка инфракрасная, ультрафиолетовая, рентгеновский аппарат...
Недавно специалисты отдела разгадали загадку 80-летней давности. Их внимание привлекла незавершенная картина Петрова-Водкина «Колхозницы» из собрания музея, написанная в 1937 - 1939 годы. Нижняя ее часть по композиции и цвету явно диссонировала с тем, что изображено сверху.
Картину посмотрели с помощью приборов, под слоем верхней живописи проявились знакомые черты: бакенбарды, кудрявые волосы. Пушкин.
Известно, что Петров-Водкин писал портрет Пушкина, есть черно-белая фотография, опубликованная в 1930-е годы. Считалось, что художник уничтожил картину, ему не нравилась композиция. Портрет считался утраченным.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6360) от 17.01.2019 под заголовком «Неотложка для памятников».
Комментарии