Необычайное происшествие с актером Трофимовым

«Это комик мирового масштаба», — говорил о Николае Трофимове Г. А. Товстоногов. С этих слов режиссера, которые сохранила видеолента, начинается спектакль, посвященный 80-летию народного артиста СССР, — «Необычайное происшествие с гражданином Н. Н. Трофимовым». Его премьера состоится завтра и послезавтра в театре «Русская антреприза им. Андрея Миронова». А сегодня, в день юбилея, на сцене БДТ будет дан «Пиквикский клуб», со дня премьеры которого прошло 22 года.

Необычайное происшествие с актером Трофимовым |

Впрочем, когда речь идет о Николае Трофимове, то числа и даты теряют свою внушительность. Артист легко вспрыгивает на сцену и с той же легкостью вспоминает мгновения своей долгой и счастливой театральной жизни. На этом, собственно, и строится его бенефис, действие которого начинается летом 1938 года в Театральном институте на Моховой. «Это было время, — говорится в спектакле, — когда мальчик из Севастополя приехал в Ленинград. Когда Михаил Зощенко писал свои рассказы, не догадываясь о том, что их всю жизнь будет читать артист Трофимов».

— Николай Николаевич, — спрашиваю юбиляра в перерыве (все пошли покурить, а мы ведем здоровый образ жизни), — а это правда, что на вступительном экзамене вы собирались читать монолог Гамлета?

— Нет, это байки! Я читал про Золотого петушка. Тогда я и научился кукарекать. Потом пригодилось. Не раз кричал на сцене «ки-ку-ри-ку-ку!» — призывно так кричал...

— Вы столько всего сыграли за свою жизнь! А осталось что-то несбывшееся, недоигранное?

— Нет, я никогда не стремился к какой-то определенной роли. Каждой был рад. В каждой роли в себе какую-то новую черту открывал. Приятнее всего, конечно, открывать в себе хорошее, доброе. Как, например, в Пиквике. Вот спектакль, на котором я отвожу душу! Все время живешь в заботах, хлопотах, бежишь куда-то. А в «Пиквикском клубе» выходишь на сцену — и обретаешь благостное состояние. Бывает и иначе. Когда-то играл в спектакле «Тоот, другие и майор» и раскопал в себе — не поверите! — фашиста, деспота, урода. Правда, потом мне говорили, что он недостаточно злым получился. Но я старался. Всегда хотелось сатирические образы воплощать, пародировать. А один раз мне удалось сыграть героя-любовника.

— Только один раз?!

— Да, давно это было. Еще у Акимова в Театре Комедии. В «Призраках» Эдуардо де Филиппо. Мне сделали грим настоящего итальянца: нос с горбинкой, черные усы. Героиня была выше меня ростом, мне надо было ее поцеловать, но я никак не мог дотянуться, поэтому режиссер посадил ее на скамейку, а я стоял рядом...

— В те же годы вы были самым знаменитым Хлестаковым. А как вы думаете, сейчас «Ревизор» был бы зрителям интересен?

— Это очень современная пьеса. И Хлестаков — персонаж нестареющий. Он мне очень близок. По темпераменту. Но я бы хотел увидеть на сцене нового Хлестакова...

На этом наш разговор прервался. Возобновилась репетиция. На сцену вышел 17-летний Коля Трофимов, который приехал «поступать в артисты». Он пел, танцевал матросский танец, читал басню «Ворона и Лисица», кукарекал, показывал этюд «В парикмахерской». Мы уже знаем, что в артисты его приняли.

А чтобы история эта имела продолжение, в бенефисе народного артиста примут участие его многочисленные партнеры по театру, кино и телевидению: Нина Усатова и Людмила Макарова, Леонид Неведомский и Николай Караченцов, Игорь Дмитриев и Андрей Ургант, Валентина и Наталья Панины, Ефим Каменецкий и Валерий Дегтярь, Сергей Русскин и Влад Фурман... Они, как и зрители, восхищаются юбиляром, его энергией, темпераментом, неистощимой фантазией.

Репетиция закончилась. Бенефициант умчался домой — ему вечером спектакль играть. А постановщики «Необычайного происшествия...» еще долго пересматривали отрывки из фильмов, записи старых спектаклей, концертных выступлений, все более убеждаясь: Трофимов — это чудо природы.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (2161) от 21.01.2000 года. 


Комментарии