Немцы в нашем Штабе
В Главном штабе Эрмитаж показал шесть полотен немецких и австрийских живописцев XIX столетия, переданных музею на временное хранение. Эти картины более ста пятидесяти лет были скрыты от зрителей и исключены из научного оборота. Все это время они не покидали здание, для которого были приобретены, - особняк барона Штиглица на Английской набережной. Публика их видит впервые.

А. Лицен-Майер. А. Вагнер. «Возвращение с охоты». ФОТО предоставлено пресс-службой Эрмитажа
Банкир и меценат, основавший училище технического рисования, покупал и заказывал картины современных немецких и австрийских художников для украшения парадных залов своего особняка. Произведения, разные по манере, жанрам и уровню исполнения, были написаны как признанными мастерами, так и начинающими живописцами, принадлежавшими к художественным школам Вены, Мюнхена и Дрездена.
Ханс Макарт, ставший к концу жизни первым живописцем Австро-Венгрии, создал для барона Штиглица одно из первых своих монументальных полотен на сюжет из истории Марии Медичи - «Полуденный отдых при дворе Медичи». Парой к нему в парадной столовой особняка стала картина «Возвращение с охоты» творческого союза Александра фон Вагнера и Александра фон Лицен-Майера.
Противоречивого и загадочного художника Ханса фон Маре нельзя было назвать знаменитым или модным живописцем. Однако это не помешало барону Штиглицу приобрести для своей коллекции его картину «Двор с гротом в Мюнхенской резиденции».
Если Маре, на протяжении всей жизни остававшийся в тени современников, был по достоинству оценен в следующем столетии, то пейзажисты братья Альберт и Рихард Циммерманы оказались забыты и ныне известны лишь специалистам. Их полотна «После бури» и «Пейзаж с жатвой» представляли в коллекции Штиглица дрезденскую школу пейзажной живописи.
Среди приобретений барона были и работы маститых живописцев. Мориц фон Швинд - профессор исторической живописи мюнхенской Академии художеств, автор множества монументальных росписей в резиденциях, театрах и соборах, сохранил высокое положение до самой смерти. Его картину «Диана на охоте» владелец особняка поместил в парадной столовой над камином в резном деревянном обрамлении.
После смерти Штиглица казна выкупила особняк у его наследников. Он был перестроен для великого князя Павла Александровича, младшего сына Александра II. Собрание живописи и внутреннее убранство парадных залов оставались без значительных изменений вплоть до революции.
После 1917 года особняк был национализирован, произведения искусства изъяты и распределены между музеями, однако часть картин по разным причинам осталась в особняке, хозяева которого многократно менялись на протяжении XX века. В здании размещались детский дом, проектные институты, закрытые учреждения и реставрационные мастерские. Строение пережило пожар, лишилось всех коммуникаций. В начале 2000-х особняк был передан компании «Лукойл», затем он сменил еще несколько владельцев. В те годы был сделан самый срочный ремонт, отреставрированы сильно поврежденные полотна. Однако комплексная реставрация здания, занимающего значительный участок от Невы до Галерной улицы, требовала слишком больших средств.
Последние пять лет особняк находится в ведении Санкт-Петербургского государственного университета. С разрешения КГИОП стала возможной передача картин на временное хранение в Эрмитаж.
Экспозиция в Главном штабе включает шесть полотен - наиболее ценная часть произведений, перевезенных из особняка барона Штиглица. Картины будут храниться в Эрмитаже до окончания в особняке реставрационных работ.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (5820) от 31.10.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии