Немного эмоций в полной тишине

В фойе Эрмитажного театра открылась выставка видео Билла Виолы «Море безмолвия». Этот проект — подарок Эрмитажу к его 250-летию от петербургского фонда «Про арте». Классик видеоарта отмечает 40-летие творческой карьеры третьей персональной выставкой в Петербурге.

Немного эмоций в полной тишине |

Прежде были показаны «Встреча» в 2003 году в том же Эрмитаже и в 2009 году — «Квинтет памяти» в фонде «Про арте». Кроме того, в 2008 году в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Тристан и Изольда», для которой Виола сделал видео.

«Море безмолвия» — самое «немногословное», минималистичное произведение из всего показанного прежде в Петербурге. На первый взгляд, в нем нет никакого действия. Девять человек — шесть мужчин и три женщины собрались вместе по какой-то скорбной причине. Каждый переживает ее индивидуально, один рыдает, другой немигающим взором смотрит в одну точку, третий — то прикрывает глаза, то пронзительно смотрит на зрителя.

Но первое впечатление обманчиво. Работы Виолы не случайно сравнивают с живописью Ренессанса, а его самого называют «Рембрандтом видеоарта». Как произведения старых мастеров требуют длительного рассматривания, так и видео Виолы необходимо смотреть полностью, лучше не один раз.

Беззвучное «Море безмолвия» продолжается около 10 минут. Съемки одного дубля заняли намного меньше времени. За счет использования специальной видеокамеры запись можно замедлить без потери качества. Замедление нужно именно для того, чтобы зритель успел увидеть и прочувствовать, как постепенно меняется эмоциональное состояние персонажей. Сначала они скорбны, но спокойны, потом эмоциональны и трагичны, в финале выглядят смирившимися с судьбой.

При подробном рассматривании замечаешь, как тщательно зарифмованы цвета одежды у персонажей: алые сорочки у мужчин слева и в центре, синяя и серая — у двух других, болотный и коричневый — в костюмах двух женщин. Мужчина справа сначала четко виден на экране, он даже поддерживает женщину за плечо, но постепенно уходит в тень. Как будто он — именно тот, по которому скорбят все остальные. В финале персонажи на переднем плане прикладывают правую руку к сердцу как знак общего примирения с судьбой.

На вернисаже Виола рассказал, что «Море безмолвия» было создано после смерти отца, когда он очень тяжело переживал утрату. Выйти из стрессового состояния ему помогла работа по изучению коллекции раннего Ренессанса в Музее Гетти в Лос-Анджелесе. До этого его занимало только будущее, после он постоянно обращается к прошлому.

После открытия выставки Виола выступил с лекцией в Эрмитажном театре, где показал работы разных лет, в том числе самую новую — видео «Мученики» (Земля, Воздух, Огонь, Вода) — эмоциональную и глубокую по смыслам метафору о том, как четыре стихии испытывают дух и тело человека. «Мученики» созданы по заказу собора Св. Павла в Лондоне, в мае 2014 года это видео выставлено там навечно.

Отвечая на вопрос, как происходит отбор актеров, Виола сказал, что приглашает их, разговаривает о жизни, о самых простых вещах. Один претендент как-то спросил, хорошо, мы пообщались, а когда же будет собственно профессиональное собеседование? «Я уже принял решение, снимать вас или нет», — ответил Виола.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (5340) от 14.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?