Нелишние знаки

Чем дальше, тем чаще вспоминается рассказ Чехова «Мыслитель», герой которого утверждал, что «в русском языке очень много лишних знаков препинания! (...) Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд... Для чего это?»

Нелишние знаки | Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Иллюстрация Asaf-Eliason/shutterstock.com

Увы, почитавши газеты, журналы, даже тексты, претендующие на звание художественной литературы, - об интернетных посланиях и не говорю - убеждаюсь, что правда тюремного смотрителя Яшкина живет и торжествует. Из всех знаков препинания - лишь точка да запятая, да еще тире где ни попадя, вопреки смыслу и правилам пунктуации.

Конечно, встречаются умники, которым мало и всех существующих знаков, потому предлагают они иметь в виду знаки малоизвестные. Но вот беда: никак не договориться умникам, потому одни из них предлагают лигатуру из восклицательного и вопросительного знаков в качестве риторического вопроса; другие же считают, что риторическим может быть зеркально отраженный знак вопросительный, который первые умники считают знаком ироническим и предлагают ставить перед предложением, а не после, как нам привычно. Поневоле признаешь правоту чеховского героя: «Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать...»

Но между позициями тюремного смотрителя и форсящих умников - нормальная человеческая речь, стремящаяся к выражению мыслей и чувств, а потому невозможная без разных знаков препинания, которые «служат нотами при чтении», как считал сам Антон Павлович. Ведь действительно, фразы, различающиеся местом знака препинания, различаются смыслом. Достаточно сравнить: «Ходить - долго не мог» и «Ходить долго - не мог», - чтобы это увидеть.

Для выражения непростых смыслов мало самых простых знаков: точки и запятой. Может понадобиться и старинный знак, появившийся в нашем языке в XV веке и называвшийся то полуточием, то слабой точкой, то сильной запятой, то средним отдохновением. Современное название - точка с запятой. Серьезный, умный знак, любимый Тургеневым, Чеховым и Андреем Белым. Без этого знака невозможна размеренная, неторопливая речь, с подробностями, членением на периоды, нюансами чувств. «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья...» - это Тургенев. А это Чехов: «Почти каждый вечер попозже они уезжали куда-нибудь за город, в Ореанду или на водопад; и прогулка удавалась, впечатления неизменно всякий раз были прекрасны, величавы». Мы разучились так писать - привычно репликами обмениваемся - но хоть умение понимать не потерять бы.

Сергей Наровчатов в книге о Лермонтове показал, как «работает» точка с запятой в гениальной «Молитве» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»). Первые шесть строчек, взволнованные, лихорадочные, исступленные, полные страстного отрицания: «не о спасении», «не с благодарностью», «не за свою молю душу». Потом точка с запятой, поддержанная противительным союзом «но», и дальше - молитва, кроткая, пронизанная нежностью, благодатная. Запятая не годится: нет однородного перечисления. Не подходит точка: земное и горнее связаны. И лишь точка с запятой свидетельствует о неоднородности и нераздельности двух миров. Какое глубокое и красивое прочтение...

И так же красиво сказал другой поэт - Владимир Набоков - о другом позабытом нами знаке: «Следы на цыпочках ушедших слов». Это о многоточии, которое во Франции середины XVIII века ввел в употребление «философ чувства» Жан-Жак Руссо, а у нас сделал модным Карамзин. Интересный знак, который может стоять в самых разных частях предложения: в начале, в конце, в середине - иногда даже в середине слова. Вспомните гоголевского городничего, трясущегося перед мнимым ревизором до невозможности выговорить: «А ва-ва-ва... ва... шество, превосходительство...» Знак волнения, неожиданного перехода к другой мысли, знак незаконченного, прерванного высказывания, ожидаемого или подразумеваемого продолжения.

Сейчас мы, не задумываясь, пишем или набираем три точки. Толстой в «Севастопольских рассказах», чтобы заставить читателя задуматься над происходящим, в полной мере прочувствовать трагизм ситуации, описывая умирающего солдата, который «закрыв глаза, хрипел уже......», ставит шесть точек. И рядом, в том же очерке «Севастополь в мае», рассказывая об ожидающих на полу, в лужах крови, перевязки раненых, говорит и о солдатах-носильщиках, которые толпятся у дверей и «молча, изредка тяжело вздыхая, смотрят на эту картину.......» Семь точек - долгая и страшная пауза.

Интересно, что, по наблюдениям текстологов, Лермонтов обычно ставил не три, а четыре точки; критик Добролюбов, напротив, сокращал их число до двух. Думали люди, когда писали.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5803) от 06.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...