Некрасивое должно быть некрасивым

Художник-постановщик в кино – одна из самых непубличных профессий. Они всегда остаются «за кадром». Но именно художники придумывают и воплощают в реальность предметный мир каждого фильма – от мебели до безделушек, а иногда по их воле в студийных павильонах строят целые города. О секретах своей профессии рассказал народный художник России Владимир СВЕТОЗАРОВ.

Некрасивое должно быть некрасивым | ФОТО предоставлено Proline.film

ФОТО предоставлено Proline.film

Адский труд

– Владимир, правда, что в нашем городе можно снять едва ли не любую страну и эпоху?

– Действительно, было так. Но теперь фасады покрашены одинаковой краской, повсюду пластиковые окна, новые крыши и трубы, железные двери, видеокамеры, первые этажи – в решетках, все заставлено машинами... Круг возможного сужается катастрофически. Даже улица Репина осовременилась, а уж такое было любимое место со старинной брусчаткой, очаровательными домиками...

– Но вы продолжаете работать с Петербургом как гример, преображать его?

– Несколько лет назад мы с режиссером Андреем Кавуном снимали «Шерлока Холмса» с Андреем Паниным и Игорем Петренко в главных ролях. Петербург начала XXI века нужно было превратить в Лондон XIX столетия. Да еще работать приходилось в катастрофическом темпе – серию снимали за шесть дней. Адский труд. Единственно, что утешает: мы с художником Мариной Николаевой получили премию Ассоциации продюсеров как лучшие художники-постановщики года. Так же, как и за «Григория Р.», фильм про Распутина. Но там было немного проще, потому как Россия, Петербург, а вот Лондон... Сейчас скажи – снимать заново, я бы не согласился.

– Однако не так давно в таких же условиях сняли «Хармса». А в планах, насколько я знаю, – работа с финскими кинематографистами в картине о Маннергейме?

– Я всегда выбирал то, что ближе по душе. Хотя такого, чтобы работать с восторгом, давно не было. Разве что «Хармс» – неожиданно возникший художественный полнометражный фильм Вани Болотникова. Наша с Мариной задача: создать квартиры, редакции журналов «Чиж» и «Еж», больницу в «Крестах». И опять главная проблема – улицы, потому что денег не было даже на то, чтобы перекрывать движение. Ну а с финскими кинематографистами уже отсмотрели объекты. Понимаю, что будет непросто, но художнику надо работать, чтобы «не растренироваться».

Визитная карточка

– У вас за плечами почти полсотни фильмов, работа с ведущими режиссерами – Германом, Авербахом, Бортко... Какую картину считаете своей визитной карточкой?

– «Собачье сердце». Я не видел ни одного человека, кроме совсем молодых, которые не смотрели этот фильм. Он меня много раз выручал. Однажды нас с приятелем-режиссером забрали в милицию, потому что мы пили пиво у метро «Горьковская». В отделении дежурный лейтенант начал расспрашивать, кто мы, где работаем. Режиссер перечислил свои картины – никакой реакции. А когда лейтенант узнал, что я художник «Собачьего сердца» – застыл. И тут же: «Ты выходи, а ты, режиссер, останься».

Кстати, «Собачье сердце», хоть действие происходит в Москве, снимали в Петербурге. Частично снимали здесь и «Мастера и Маргариту».

– Почему, на ваш взгляд, именно этот фильм и его художественное решение вызвали самые жаркие споры?

– Потому что «Мастера и Маргариту» все читали, все знают, особенно девушки. И когда картину сняли – понеслось: это не так, то не эдак. Нас с Мариной Николаевой особенно ругали за кота Бегемота – мол, безобразный! Но Бортко хотел снять фильм в стиле 1930-х годов, и чтобы кот был не компьютерный, а, как это могли сделать тогда, – как управляемую куклу. Никто задумку не понял!

– Пожалуй, не ошибусь в предположении, что самое трудное сотрудничество было с режиссером Алексеем Германом?

– Не то слово. Пять лет работы на картине «Хрусталев, машину!» оказались для меня сложнее, чем служба в армии. Но я многому научился у Алексея Германа, многое познал, и часть его придирок были справедливыми. К примеру, он говорил: «Вова, ну где ты видел, чтобы менты красили стены в отделении в фисташковый цвет? Это вы со своими операторами новомодными хотите, чтобы все было красиво. Стены должны быть отвратительно-зелеными, поблескивающими. Некрасивое должно быть некрасивым». Он прав! И эту аксиому – «некрасивое должно быть некрасивым» – я усвоил на всю жизнь.


Компьютер приучает к бессмыслице

– Теперь вы сами учите молодых художников кино, а вот есть ли у них перспектива?

– Да, преподаю в десяти местах, почему-то стал модным, может, потому, что рассказываю всякие байки. И «докатился» до того, что стал профессором Санкт-Петербургского университета. Там на факультете искусств есть кафедра «художники кино и телевидения». Это очень важно, потому что раньше-то их готовили только во ВГИКе. Учу этих трогательных ребят, среди которых есть просто гении! А насчет работы – все уже востребованы и в кино, и в сериалах.

– То, что молодые художники в отличие от вашего поколения работают с новыми технологиями, с компьютером, дает им больше возможностей?

– Судите сами. Вот ребята получают задание подобрать материал, например по Зощенко, по 30-м годам прошлого века: какой был транспорт, архитектура, костюмы, фонари, вывески... Студенты рисуют эскизы, и у всех – одинаковые, потому что они тыкали в компьютер. А мы в свое время просиживали в библиотеках, рылись в альбомах и книгах, чтобы отыскать что-то нестандартное. И уж, конечно, хорошо запоминали найденный материал. Компьютер же приучает к бессмыслице, банальности, не тренирует память.

– Наверное, студентам было бы полезно видеть ваши работы. Почему вы ни разу за всю карьеру не сделали персональную выставку живописи или графики, эскизов к картинам?

– Художник кино – особая профессия, окончательный итог работы – фильм. А эскизы – техническая стадия. Мои фильмы – это и есть выставка. Такой у меня бзик.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050 (5667) от 24.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...