Неконтрастные пейзажи. В РОСФОТО расскажут о становлении снимков искусством
Показом проекта «Картины природы» музейно-выставочный центр РОСФОТО начал серию «Открытая коллекция», посвященную своему 20‑летию. Более 140 снимков, сделанных отечественными мастерами во второй половине XIX — начале XX века, показывают, как фотография становилась искусством.
Вильям Каррик. «Рыбак». 1860‑е. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
Она и начиналась с пейзажей: Луи Дагер снимал парижские улицы, Уильям Тальбот — собственный дом. Первым русским фотографом был Сергей Левицкий, в 1843 году сделавший свои снимки на Кавказе. Они не сохранились. В собрании РОСФОТО находятся работы, созданные следующими поколениями фотомастеров. Это были Вильям Каррик, Андрей Карелин, Евгений Вишняков, Максим Дмитриев, Василий Николаевич Кононов. Названные и некоторые другие фотографы активно продвигали «светопись» в России. Каждый занял свое место в истории этого вида искусства.
Как пояснил нашей газете Игорь Лебедев, сокуратор выставки, обсуждалась идея показа фотографий в персональных отсеках. Она была отклонена. Наверное, с точки зрения просветительства такая подача была бы правильной. Но свою задачу кураторы видели в другом: предложить зрителю поразглядывать, возможно, поразгадывать старые фотографии. В большинстве своем небольшого формата, без контрастных сочетаний света и тени. Только потом прочитать этикетку с именем автора и датой создания работы. Кроме того, на выставке представлено много качественных снимков неизвестных авторов. Их пришлось бы помещать в несимпатичную «резервацию» неопознанных фотографических объектов. Не случайно эмблемой выставки выбран замечательный «Морской пейзаж» (1910‑е годы) неизвестного автора. Два человека спускают лодку под парусом, ловя легкий бриз.
«Бурлак» Максима Дмитриева, конечно, заставляет вспомнить, картину Репина «Бурлаки на Волге». Фотография сделана через 25 лет после появления картины. Мало что изменилось. Такая же широкая Волга, человек в одиночку тянет груженую лодку. Для снимка «Жигулевские горы» люди Дмитриеву не нужны. Только в качестве заинтересованных зрителей.
Евгений Вишняков. «Валаамская бухта». 1889. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО автора
Генерал Евгений Вишняков создал серию валаамских пейзажей. Спокойствие и гармонию излучают снимки «Никольский скит» с монахом, «Валаамская бухта» с лодкой, «пришвартованной» к скалистому берегу, мощный «Еловый лес». Два других снимка Вишняков сделал на материке. Они имеют серийное название — «Лесная чаща близ Луги» и «Лесная чаща близ Гатчины». В первом случае автор очарован вековыми хвойными деревьями, во втором — заросшим прудом с дубами по берегам. Кстати, снимки Вишнякова использовал как этюдный материал знаменитый пейзажист Иван Шишкин. Они несколько лет сотрудничали.
Фотографии Алексея Васильева «Утес «Смирной камень» на реке Юрюзань» и «Мост через реку Сим» переносят нас в Оренбургскую губернию. Утес, вышедший скальной породой к воде, хорош сам по себе. В случае с мостом и рекой автор не мог удержаться от демонстрации технического прогресса начала ХХ века. Он поймал момент, когда на мосту оказались сразу три паровоза. Возможно, проводились испытания прочности конструкций.
Фотографии Вильяма Каррика занимают самое видное место на выставке. Этот мастер первым в России стал снимать деревенские и зимние пейзажи, облака (привет Архипу Куинджи), рыбаков и крестьянских детей. Это могут быть босоногие мальчишки, ловящие рыбу на речке, и юноша в сафьяновых сапожках, который собирается освежиться ключевой водой. Последний снимок явно постановочный. Его «выдает» картуз, аккуратно положенный на камень.
Любопытны несколько снимков, например, «Новая Сильвия» с Пиль-башней, сделанных в 1920–1930‑е годы Василием Кононовым (1882 – 1958). Об этом ученом-химике вряд ли знает широкая публика. После революции он был одним из создателей в Петрограде Высшего института фотографии и фототехники. Позднее занимался консервацией и реставрацией древних тканей, росписей, мозаики, рукописей. Много лет работал в Эрмитаже.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7247) от 05.09.2022 под заголовком «Неконтрастные пейзажи».
Комментарии