Неизвестные свидетельства о блокаде представили в Петербурге

Архив литературы и искусства представил неизвестные широкой публике свидетельства о блокаде. Еще не закончилась война, а от архивов потребовали чертежи зданий, пострадавших от бомбежек и обстрелов и требовавших первоочередного восстановления. А немного раньше, в январе 1943-го, когда после прорыва блокады была поставлена задача соединить Ленинград с Большой землей, архивистов попросили срочно найти карты местности, по которой предстояло ускоренными темпами вести строительство железнодорожной магистрали.

Неизвестные свидетельства о блокаде представили в Петербурге | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Это к слову о важности нашего ведомства во время блокады, – подчеркнул председатель городского архивного комитета Петр Тищенко, предваряя представление блокадных дневников и воспоминаний, хранящихся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга.

В конце минувшего года в открытый доступ на интернет-портале «Архивы Санкт-Петербурга» был выложен дневник Ольги Родштейн. Она работала в Доме книге продавцом в отделе иностранных изданий. Знала английский, немецкий, французский языки. «Дневник прилавка» – так назвал эти записи писатель Даниил Гранин, в чьем фонде они и хранятся – в числе материалов, с которыми он работал, готовя вместе с Алесем Адамовичем «Блокадную книгу»...

– Если имя Ольги Родштейн почти никому не известно, то про автора еще одного дневника из фонда Гранина наверняка слышали многие, – рассказала директор ЦГАЛИ СПб Людмила Николаева. – Это режиссер и оператор Павел Клушанцев, известный как один из создателей советской кинофантастики.

Именно он разработал стабилизатор камеры для съемок с воздуха, аппарат для подводной съемки, да и еще много другое. Иными словами, создал спецэффекты, которые много позже, уже в 1990-х годах, многие зарубежные режиссеры и постановщики позаимствовали для кинофильмов. Клушанцева иногда даже называли «крестным отцом» культового фильма «Звездные войны»...

В блокадных дневниках он описывал, как едва не умер от голода, выжил только потому, что попал в стационар, а затем был отправлен в эвакуацию.

– Впоследствии он сам передавал нам эти документы. А когда в 1999 года его не стало, материалы приносила уже его дочь. Режиссер был педантом, собирал все, так что исследователям есть над чем работать, – рассказала заведующая отделом научного описания личных фондов ЦГАЛИ СПб Татьяна Зверева.

В простой ученической тетради всю блокаду вела дневниковые записи учительница Мария Федорова. Она писала о том, как продолжались занятия в школах, как она обходила квартиры в поисках детей, оставшихся без присмотра...

В том же фонде Гранина – дневник школьницы Ирины Поповой. «Кажется, все восстало против ленинградцев, – пишет Ирина в декабре 1941-го. – Даже природа. Голод и холод сковывают по рукам и ногам... Город опустел. Замер, словно вымер...»

Одним из мест, где продолжала кипеть жизнь, были рынки. Девочка описывает, как они с бабушкой ходили на Кузнечный рынок менять полученный ими хлеб на постное масло и сахар. Хорошо, никто не обманул. Потом встали в бесконечную очередь к магазину в Перцовом доме на Лиговке, чтобы получить мясо... Тот день вообще оказался на редкость счастливым, ведь кроме всего прочего вечером мама принесла с дежурства «что-то необыкновенное»: студень, серые щи, но самое главное – два килограмма сырой картошки. «Вот сюрприз бабушке!»...

Несколько лет назад в архив попал блокадный дневник Федора Каменского, переданный его родственниками. Каменский – коренной петербуржец, в семье которого почти все были либо художниками, либо скульпторами. Кстати, адмирал Колчак был женат на его двоюродной сестре.

– Сам Каменский сначала учился на юридическом факультете Императорского Петербургского университета, готовился писать диссертацию, но в связи с революцией отказался от этих планов, стал педагогом и преподавал математику в вузах, в том числе в Академии художеств. Во время войны остался без работы и умер от голода в начале февраля 1942 года, – рассказала главный архивист ЦГАЛИ СПб Лариса Зайцева.

Некоторые записи в дневнике Каменского могут нам сегодня показаться наивными, но ему так хотелось верить в то, о чем тогда мечталось. Запись от 24 января 1942 года: «На фронтах очень хорошо... Наши произвели глубокий прорыв...

Углубились на запад километров на 120 – 150. А сегодня, говорят, дошли до латвийской границы, будто бы вернули Псков и Новгород...».

И спустя несколько дней: «С фронта слухи хорошие. Радио бездействует. Что верно, что неверно – неизвестно».

Рисунки Каплуна_С.jpgФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

...Художник Адриан Каплун пережил в Ленинграде всю блокаду. В его фонде – десятки рисунков, сделанных на улицах города.

– В своем дневнике, который хранится у нас, он пишет, что нередко ему приходилось работать тайком. Ведь, чтобы встать с мольбертом на улице, требовалось специальное разрешение. Поэтому зачастую художники просто запоминали увиденное, а затем уже воспроизводили. Адриан Владимирович жил в центре города и часто фиксировал то, что видел из своего окна, – рассказала Татьяна Зверева.

Дневник Каплуна не опубликован: эти документы только в прошлом году прошли описание и стали доступными для исследователей.

Вот лишь одна запись, в которой фигурируют имена двух художников – Василия Николаева и Вячеслава Пакулина. «5 августа 1943 года. В столовой в 4 часа мне сообщили, чтобы я зашел к В. А. Николаеву в мастерскую по важному делу. Прождав его полтора часа, я написал ему записку и засунул ее в замок его мастерской. Он ее никогда не прочтет... В 6 ч. 10 м. его убило снарядом на Екатерининском канале у львов, наповал. Шрапнель. В больнице Куйбышева видел его вечером Пакулин. Ужас застыл в открытых глазах у Васи... Последние дни он так боялся обстрелов».

Практически в каждом дневнике можно найти свидетельства того, что в осажденном городе были не только стойкость и мужество, но и черная зависть, обман, равнодушие... И тем не менее большинство жителей старались поддержать и помочь друг другу. В этой солидарности, проявленной в экстремальных условиях, – сегодня, наверное, главный урок блокады.

#блокада Ленинграда #история #Великая Отечественная война

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 16 (6854) от 01.02.2021 под заголовком «Дневниковые мечты».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?