Негромкий голос поэта

В Год литературы «вспомним, что те из нас, которые говорят по-русски, говорят языком Жуковского, Пушкина и вашим, языком поэтов, из чего следует, что не публика нас учит, а нам учить публику», – так писал летом 1829 года Петру Андреевичу Вяземскому его приятель Евгений Абрамович Баратынский.

Негромкий голос поэта | «Задумчивым проказником» называл Пушкин своего младшего собрата по перу Баратынского.

«Задумчивым проказником» называл Пушкин своего младшего собрата по перу Баратынского.

Или Боратынский, как стал писать сам поэт, изучив историю своей семьи до XIV века, когда помощник королевского казначея Дмитрий Божидар построил замок Боратын, т. е. «Богом ратуемый», «Божья оборона», от которого и пошла фамилия Боратынских (по латыни de Boratyn). Два написания фамилии, две даты рождения: по одним источникам, 2 февраля, по другим – 7-е. Странная судьба поэта, не популярного, не любимого критикой, но ценимого высшей пробы знатоками.

«Гармония его стихов, свежесть слога, живость и точность выражения должны поразить всякого хотя несколько одаренного вкусом и чувством. (...) Никогда не старался он малодушно угождать господствующему вкусу и требованиям мгновенной моды, никогда не прибегал к шарлатанству, преувеличению для произведения большего эффекта, никогда не пренебрегал трудом неблагодарным, редко замеченным, трудом отделки и отчетливости (...); он шел своею дорогой один и независим». Это Пушкин. А это Бродский: «Лучшее стихотворение русской поэзии – это «Запустение». В «Запустении» все гениально: поэтика, синтаксис, восприятие мира».

Перечитывая Боратынского в канун 225-летия со дня его рождения, осознала: многое в нашем языке идет от этого полузабытого поэта, умевшего находить такие точные формы выражения чувств, так безукоризненно ясно формулировать мысли.

Вслед за ним и мы поражаемся «лица необщим выраженьем», называем предрассудок «обломком древней правды»; ни на секунду не задумываясь об авторстве. Кажется, сами думаем, что общественное мненье «исключительно посредственность любя,/Спешит высокое унизить до себя». Мы повторяем Боратынского, когда говорим: «Невластны мы в самих себе/И, в молодые наши леты,/Даем поспешные обеты,/Смешные, может быть, всевидящей судьбе». И когда мурлычем слова романса «Не искушай меня без нужды...», мы тоже произносим слова поэта, чье имя при этом не вспоминаем. «Болящий дух врачует песнопенье» – это ведь тоже формула Боратынского.

Даже в ранних его стихах безукоризненно точные характеристики людей и ситуаций: «нежный Батюшков», Пушкин – «ветреник блестящий, все под пером своим шутя животворящий», Жуковский «живописный,/Неподражаемый и целую орду/злых подражателей родивший на беду». И в том же послании «Богдановичу» – горький результат размышления о современной ему критике: «Дарует между нас и славу и позор/Торговой логики смышленый приговор». А в последнем стихотворении, написанном в Италии незадолго до внезапной смерти, стоящие многих страниц две строки о Наполеоне: «Скрывая власти глад, тогда морочил вас/Он звонкой пустотой революцьонных фраз».

Из одного воспоминания в другое, от всех, хотя немногих, понимавших и ценивших – одно слово «ясность». «Он ясен, жив и глубок». «Ум его, чрезвычайно ясный, отчетливый, не останавливавшийся на поверхности предметов». «Его ясный ум, строгий вкус, сильная и глубокая душа давали ему все средства быть отличным критиком». (Интересные в XIX веке были представления о критике. – М. С.) Это была ясность до конца додуманных, несуетливых мыслей. В этом была его сила, но и неодолимая преграда на пути к успеху, что он сам прекрасно понимал.

«Я думаю, что у нас в России поэт только в первых, незрелых своих опытах может надеяться на большой успех. За него все молодые люди, находящие в нем почти свои чувства, почти свои мысли, облеченные в блистательные краски. Поэт развивается, пишет с большею обдуманностью, с большим глубокомыслием; он скучен офицерам, а бригадиры с ним не мирятся, потому что стихи его все-таки не проза». Это из письма Пушкину 1828 года. Через год Пушкин ответил сонетом «Поэту». «Тошный опыт» общения со светом и публикой был у обоих друзей.

Газетная полоса не дает возможности длинных стихотворных цитат, потому я просто адресую вас к «Признанию», «Последнему поэту», «Осени» в надежде подарить Боратынскому читателя, о котором он мечтал, когда писал: «Мой дар убог и голос мой негромок...».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 038 (5411) от 05.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?