Негромкие герои. Открылась выставка «Блокадный портрет» из собрания Музея истории Петербурга
Выставка действует в Памятном зале Монумента героическим защитникам Ленинграда. На выставке показаны тридцать картин и рисунков, созданных в 1941 – 1944 годах художниками, которые жили и трудились в осажденном городе. Чем дальше уходит в прошлое то страшное и героическое время, тем интереснее разглядывать его подлинные свидетельства.
Александр Харшак. «Ленинградки». 1941 – 1945 гг./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
— Посмотрите на лица тех людей, которые жили на грани жизни и смерти, в голодном и холодном Ленинграде, но поддерживали друг друга, — с такими словами обратилась Евгения Куликова, директор комплекса «Монумент героическим защитникам Ленинграда», к школьникам — первым посетителям выставки.
Как рассказал нашей газете Андрей Козлов, куратор проекта, выставка состоит из нескольких связанных между собой частей. В первой объединены живописные произведения: «Проводы» Ярослава Николаева, «Беженцы» Константина Рудакова, «Тревога. Банковский мостик» Николая Рутковского и ряд других. Здесь важно, как художники с помощью цвета стремились создать образ блокадного города: свечение позолоченных крыльев грифонов, сторожащих Банковский мост, усиливает черный, тревожный вид неба.
В центре следующей, графической, части — рисунок углем Евгении Магарил «Очередь за хлебом». Художница изображает смиренное ожидание людей, оставляя вокруг них белое незакрашенное пространство листа, что создает образ сияния. Отдельная глава выставки — рисунки Виктора Слыщенко, художника-плакатиста, сделанные им в больнице в начале 1942 года. Например, с таким названием: «В палате 6 градусов мороза». К сожалению, оригиналы рисунков, сделанных на плохой бумаге, невозможно экспонировать, они представлены репродукциями.
Следующий раздел объединяет крупноформатные портреты, среди них — автолитография «Академик Иосиф Орбели» Георгия Верейского и офорт «Ленинградки» Александра Харшака. Известный архитектор Лев Ильин изобразил своих коллег. Художник Иван Астапов — собрата по кисти и карандашу Ярослава Николаева, Варвара Раевская — Николая Рутковского. Таким образом, мы можем увидеть, как выглядели в то время авторы картин, с которых начинается выставка. Возможно, именно ежедневное занятие рисованием помогло им выжить. «Успеть зарисовать, чтобы донести миру», — как‑то сказал Ефим Хигер, один из участников выставки.
Ефим Хигер. «Ремонт перекрытий». 1942 г./РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Проект завершают цветные акварельные автопортреты Евгении Магарил. В последние годы без ее работ не бывает выставок художников, работавших в Ленинграде в годы вражеской блокады.
«Мы думаем над большим персональным показом произведений Магарил, — говорит Андрей Козлов, — а сейчас мне хотелось бы пригласить на нынешнюю выставку потомков художников, произведения которых мы показываем. Возможно, они помогут нам уточнить датировки некоторых произведений».
Выставка работает по 31 октября.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7500) от 13.09.2023 под заголовком «Негромкие герои».
Комментарии