Нечто неуловимое
Это новая версия показа дара немецких коллекционеров современного искусства Ирэны и Петера Людвиг, сделанного 20 лет назад и постоянно пополняемого за счет других меценатов и художников.

ФОТО АВТОРА
Во дворе дворца освободили от строительных лесов скульптуру «Первый всадник» группы АЕС+Ф. Это означает, что Музей Людвига снова открылся. В 2014 году выставка из собрания Людвигов была показана в четырех городах Бразилии, там она собрала миллион посетителей и стала одной из самых посещаемых в мире. Только в Рио-де-Жанейро ее посмотрели 550 тысяч человек.
После возвращения выставки в Петербург отдел новейших течений Русского музея создал совершенно новую версию экспозиции Людвигов.
Как сообщили нашей газете кураторы Ирина Карасик и Маргарита Костриц, было решено отказаться от дидактического с образовательным акцентом показа произведений по направлениям искусства ХХ века. Теперь выставлены 50 лучших произведений, примерно треть собрания Музея Людвига в Русском музее. Большинство имен – классики искусства ХХ века, его история.
Каждое произведение снабжено подробной аннотацией, которая изложена на простом русском языке, понятном любому интересанту. Для тех, кому захочется узнать про художественные направления прошлого века, создан специальный зал с виртуальной экскурсией по прежней экспозиции. Там же расположен детский информационный киоск.
Главные интересы Людвигов – поп-арт и неоэкспрессионизм, также они были одними из первых западных коллекционеров, собиравших произведения московских концептуалистов. Экспозиция так и построена, иконы поп-арта – Уорхол, Сигал, Лихтенштейн, Ольденбург, самые известные неоэкспрессионисты – Люперц, Базелиц, Кифер.
Между ними показаны русские концептуалисты, буквально погруженные в мировой контекст, как и было на самом деле, – Кабаков, Янкилевский, Игорь Макаревич. Впервые в отдельном зале полностью представлена инсталляция Ильи Кабакова «Сад». Рядом с абстрактным полотном находятся 24 комментария вымышленных художником персонажей типа: «Что-то тут такое есть, но уж слишком неуловимое. И как-то тревожит в то же время». Замечательное размышление о понимании искусства. Теме понимания посвящен стенд с цитатами знаменитых художников. Как-то Энди Уорхол заметил: «Художник – это человек, который делает вещи, вообще-то людям и ненужные. Но он думает, хорошо бы это искусство людям дать».
Один из залов будет сменным, сейчас там представлены произведения художников, живших во Франции, в частности, скульптура Сергея Есаяна «С добрым утром!», ироничное высказывание на темы образа потерянного человека в скульптурах Альберта Джакометти.
Также сменным будет показ петербургского видеоискусства, сейчас это часовая программа избранного от «Пиратского телевидения», созданного в начале 1990-х годов Тимуром Новиковым и Владом Мамышевым-Монро, до произведений молодого поколения, пришедшего в искусство в XXI веке.
Внимательный зритель найдет в новой экспозиции много рифм и перекличек. Назовем одну: в первом зале выставлен объект Джеффа Кунса «Банановое мороженое», в последнем – его же слащавые «Херувимы». Художник предупреждает: массовое сознание опошляет все, превращая духовные запросы в потребность в банальной конфетке.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 091 (5464) от 25.05.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии