Не взлетим, так поплаваем!

«КРОК» – международный фестиваль анимационного кино – в этом году состоялся уже в двадцать второй раз и отметился в Петербурге церемонией закрытия и показом новых фильмов.

Не взлетим, так поплаваем!  | Кадр из фильма «Мы не можем жить без космоса».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Кадр из фильма «Мы не можем жить без космоса».
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Крупнейший кинофорум международной анимации, ежегодно проходящий в России (ранее – попеременно в России и на Украине), успешно завершен. Торжественная церемония его закрытия состоялась в северной столице 27 сентября.

Нынешние зрители почти незнакомы с современной отечественной анимацией. Многие не подозревают о существовании огромного числа сделанных в последнее время российских мультфильмов. Даже от людей, хорошо знающих игровое кино, приходится слышать сетования на тему: почему сейчас не снимают таких чудесных сказок, как «Винни Пух» или «Чебурашка». Поверьте – снимают! Вот только увидеть их можно разве что на кинофестивалях и в Интернете.

Так что показ фильмов «КРОКа» на большом экране стал хорошим поводом для жителей и гостей Петербурга приобщиться к новому анимационному кино. Тем более что посмотреть было на что.

В фестивальном конкурсе «КРОКа» участвовало 177 анимационных фильмов из 44 стран. Отечественная составляющая программы была внушительна – почти четверть всех работ. При этом она пестрела известными режиссерскими именами и фильмами, отмеченными наградами международных кинофорумов.

Фильм петербургского режиссера Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» – это проникновенная история о дружбе и неудержимом стремлении к мечте. Два друга, чем-то внешне напоминающие подросших Лелика и Болека (помните таких мальчишек из польского мультфильма?), упорно тренируются, чтобы однажды воспарить к звездным высотам. И вот уже они оба в космических скафандрах: один в стартующей ракете, другой в «запасе» на случай необходимости. Успешный взлет, и вдруг... связь с ракетой потеряна. «Снег» на экране центра управления полетом. Книжка, которую космонавт взял с собой, парит в бездушном безвоздушном пространстве... Понятно, что случилась трагедия – один из друзей навсегда исчез в глубинах космоса. А другой из-за потери друга ушел в себя, не выходя из скафандра. Эту историю режиссер смог рассказать проникновенно и вместе с тем с присутствием иронии и даже отдельных потешных гэгов. Творческое хулиганство вообще присуще отечественным мультфильмам и обычно придает им особое доброе обаяние.

Взгляд на мир «из детства» – отличительная особенность нашей анимации, как будто в режиссеры в России идут только те, кто хорошо помнит себя в нежном возрасте. Наверное, именно поэтому многие зрители воспринимают анимационное кино как искусство, адресованное только детям. На самом же деле это обращение к чистому истоку, который кроется в душе зрителя любого возраста, только обретается на разных глубинах.

«Гран-при» фестиваля получил фильм Светланы Филипповой «Брут», снятый по мотивам рассказа чешского писателя Людвига Ашкенази. Чтобы погрузить зрителя в атмосферу оккупированной фашистами Праги, автор в начале и конце фильма использует кадры документальной хроники. Основная же история дана штрихами скупыми и почти небрежными, но идеально подходящими к звучащему за кадром глуховатому голосу. Он озвучивает мысли пса по кличке Брут: «Жаль, что мы, собаки, не можем ни о чем говорить с людьми, а то мы научили бы их по запаху распознавать добро и зло».

«Мой личный лось» Леонида Шмелькова – рассказ об отношении мальчика к своему отцу – почти весь состоит из деталей и ощущений детства. Именно так, как в этой экранной истории, мы разговаривали с безмолвной – для взрослых! – рыбой... Именно так ели мороженое, которое таяло и капало на коленку. Так разочаровывались в зоопарке, когда оказывалось, что тигр – это всего лишь хвост, торчащий из двери крытого вольера. А сам зверь, увы, выходить не желал...

«Поросенок» Натальи Березовой – проект, задуманный как сериальный. Но авторы стараются делать каждую серию, как штучное кино. Главный персонаж – смешной большеголовый малыш с пятачком – появился из отдельного фильма «Моя жизнь» того же режиссера Березовой. Поросенок-оптимист видит жизнь исключительно в розовом, как он сам, цвете. И уверен, что когда он вырастет, то обязательно станет молодцом. А не холодцом!

Чеховские мотивы нашли отражение в фильме Катерины Соколовой «Волк Вася». Главный герой, который «был рожден, чтобы бежать», невольно и постепенно погружается в рутину мещанского быта. Это погружение показано как бы невзначай, через детали, через соседствующих персонажей. Таких, как дама в декольтированном платье с кружевным рукавом, которая пытается руками поймать в бочке соленый огурчик...

Буквально по нотам разыгранная история о том, как муравьи и птица прогнали дровосека, поднявшего топор на их дерево-жилище, рассказана в фильме «Пык-пык-пык» режиссера-петербуржца Дмитрия Высоцкого. Все действия персонажей, включая кусание и чесание, срифмованы со звуками пиццикато Лео Делиба.

Удачная работа с озвучиванием фильма – включая и музыкальное оформление, и голоса – это также отличительная особенность российской анимации. Порой именно закадровый голос задает экранной истории особую авторскую интонацию, как это случилось в ленте Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе». Актер Сергей Дрейден сумел уловить интонацию, которая вкупе со сдержанной авторской графикой как-то очень верно передает атмосферу 1930-х годов.

В фильме «Раз, два, tree» Юлии Ароновой весело и ритмично рассказана незамысловатая на первый взгляд история о дереве, которое однажды, надев пару сапог на корни, отправилось на прогулку. Прихватывая по дороге все и всех подряд – корову и доящего ее фермера, тетю с тазиком выстиранной одежды, а также птиц, детей, бизнесменов и танцовщиц фламенко... И по ходу истории оказывается, что, несмотря на множество персонажей и темп прогулки, им всем вместе весело, удобно и интересно.

Собственно, именно таким путешествующим древом с разномастными обитателями и является, по сути, кинофестиваль «КРОК». Разумеется, сторонним наблюдателям трудно почувствовать ту атмосферу, которая царила внутри фестиваля и ощущалась его участниками – начиная от гостей с далеких континентов и заканчивая почетным президентом «КРОКа» мэтром отечественной анимации Юрием Норштейном. Но чудо творческого откровения, присутствующее в анимационных фильмах, мог ощутить любой зритель, их увидевший. И если уж не воспарить над суетой высоко и надолго, то хотя бы на несколько минут уплыть подальше от обыденности.


Даже от людей, хорошо знающих
игровое кино, приходится слышать
сетования на тему: почему сейчас
не снимают таких чудесных сказок,
как «Винни Пух» или «Чебурашка».
Поверьте — снимают!


КСТАТИ

С 4 по 18 октября по субботам и воскресеньям в киноцентре «Родина» можно посмотреть фестиваль мультфильмов «Другая анимация». Такой же фестиваль пройдет по субботам в киноцентре «Ленфильм» с 3 по 31 октября. В программе – фильмы Франции, Австралии, Испании, США. Эти остросюжетные картины, снятые по законам серьезных драматических историй, получили призы и высокую оценку зрителей и жюри на различных фестивалях.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5556) от 01.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...