Не взлетим, так поплаваем!

«КРОК» – международный фестиваль анимационного кино – в этом году состоялся уже в двадцать второй раз и отметился в Петербурге церемонией закрытия и показом новых фильмов.

Не взлетим, так поплаваем!  | Кадр из фильма «Мы не можем жить без космоса».<br>ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Кадр из фильма «Мы не можем жить без космоса».
ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Крупнейший кинофорум международной анимации, ежегодно проходящий в России (ранее – попеременно в России и на Украине), успешно завершен. Торжественная церемония его закрытия состоялась в северной столице 27 сентября.

Нынешние зрители почти незнакомы с современной отечественной анимацией. Многие не подозревают о существовании огромного числа сделанных в последнее время российских мультфильмов. Даже от людей, хорошо знающих игровое кино, приходится слышать сетования на тему: почему сейчас не снимают таких чудесных сказок, как «Винни Пух» или «Чебурашка». Поверьте – снимают! Вот только увидеть их можно разве что на кинофестивалях и в Интернете.

Так что показ фильмов «КРОКа» на большом экране стал хорошим поводом для жителей и гостей Петербурга приобщиться к новому анимационному кино. Тем более что посмотреть было на что.

В фестивальном конкурсе «КРОКа» участвовало 177 анимационных фильмов из 44 стран. Отечественная составляющая программы была внушительна – почти четверть всех работ. При этом она пестрела известными режиссерскими именами и фильмами, отмеченными наградами международных кинофорумов.

Фильм петербургского режиссера Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса» – это проникновенная история о дружбе и неудержимом стремлении к мечте. Два друга, чем-то внешне напоминающие подросших Лелика и Болека (помните таких мальчишек из польского мультфильма?), упорно тренируются, чтобы однажды воспарить к звездным высотам. И вот уже они оба в космических скафандрах: один в стартующей ракете, другой в «запасе» на случай необходимости. Успешный взлет, и вдруг... связь с ракетой потеряна. «Снег» на экране центра управления полетом. Книжка, которую космонавт взял с собой, парит в бездушном безвоздушном пространстве... Понятно, что случилась трагедия – один из друзей навсегда исчез в глубинах космоса. А другой из-за потери друга ушел в себя, не выходя из скафандра. Эту историю режиссер смог рассказать проникновенно и вместе с тем с присутствием иронии и даже отдельных потешных гэгов. Творческое хулиганство вообще присуще отечественным мультфильмам и обычно придает им особое доброе обаяние.

Взгляд на мир «из детства» – отличительная особенность нашей анимации, как будто в режиссеры в России идут только те, кто хорошо помнит себя в нежном возрасте. Наверное, именно поэтому многие зрители воспринимают анимационное кино как искусство, адресованное только детям. На самом же деле это обращение к чистому истоку, который кроется в душе зрителя любого возраста, только обретается на разных глубинах.

«Гран-при» фестиваля получил фильм Светланы Филипповой «Брут», снятый по мотивам рассказа чешского писателя Людвига Ашкенази. Чтобы погрузить зрителя в атмосферу оккупированной фашистами Праги, автор в начале и конце фильма использует кадры документальной хроники. Основная же история дана штрихами скупыми и почти небрежными, но идеально подходящими к звучащему за кадром глуховатому голосу. Он озвучивает мысли пса по кличке Брут: «Жаль, что мы, собаки, не можем ни о чем говорить с людьми, а то мы научили бы их по запаху распознавать добро и зло».

«Мой личный лось» Леонида Шмелькова – рассказ об отношении мальчика к своему отцу – почти весь состоит из деталей и ощущений детства. Именно так, как в этой экранной истории, мы разговаривали с безмолвной – для взрослых! – рыбой... Именно так ели мороженое, которое таяло и капало на коленку. Так разочаровывались в зоопарке, когда оказывалось, что тигр – это всего лишь хвост, торчащий из двери крытого вольера. А сам зверь, увы, выходить не желал...

«Поросенок» Натальи Березовой – проект, задуманный как сериальный. Но авторы стараются делать каждую серию, как штучное кино. Главный персонаж – смешной большеголовый малыш с пятачком – появился из отдельного фильма «Моя жизнь» того же режиссера Березовой. Поросенок-оптимист видит жизнь исключительно в розовом, как он сам, цвете. И уверен, что когда он вырастет, то обязательно станет молодцом. А не холодцом!

Чеховские мотивы нашли отражение в фильме Катерины Соколовой «Волк Вася». Главный герой, который «был рожден, чтобы бежать», невольно и постепенно погружается в рутину мещанского быта. Это погружение показано как бы невзначай, через детали, через соседствующих персонажей. Таких, как дама в декольтированном платье с кружевным рукавом, которая пытается руками поймать в бочке соленый огурчик...

Буквально по нотам разыгранная история о том, как муравьи и птица прогнали дровосека, поднявшего топор на их дерево-жилище, рассказана в фильме «Пык-пык-пык» режиссера-петербуржца Дмитрия Высоцкого. Все действия персонажей, включая кусание и чесание, срифмованы со звуками пиццикато Лео Делиба.

Удачная работа с озвучиванием фильма – включая и музыкальное оформление, и голоса – это также отличительная особенность российской анимации. Порой именно закадровый голос задает экранной истории особую авторскую интонацию, как это случилось в ленте Алексея Демина «Андрей Хижина и его горе». Актер Сергей Дрейден сумел уловить интонацию, которая вкупе со сдержанной авторской графикой как-то очень верно передает атмосферу 1930-х годов.

В фильме «Раз, два, tree» Юлии Ароновой весело и ритмично рассказана незамысловатая на первый взгляд история о дереве, которое однажды, надев пару сапог на корни, отправилось на прогулку. Прихватывая по дороге все и всех подряд – корову и доящего ее фермера, тетю с тазиком выстиранной одежды, а также птиц, детей, бизнесменов и танцовщиц фламенко... И по ходу истории оказывается, что, несмотря на множество персонажей и темп прогулки, им всем вместе весело, удобно и интересно.

Собственно, именно таким путешествующим древом с разномастными обитателями и является, по сути, кинофестиваль «КРОК». Разумеется, сторонним наблюдателям трудно почувствовать ту атмосферу, которая царила внутри фестиваля и ощущалась его участниками – начиная от гостей с далеких континентов и заканчивая почетным президентом «КРОКа» мэтром отечественной анимации Юрием Норштейном. Но чудо творческого откровения, присутствующее в анимационных фильмах, мог ощутить любой зритель, их увидевший. И если уж не воспарить над суетой высоко и надолго, то хотя бы на несколько минут уплыть подальше от обыденности.


Даже от людей, хорошо знающих
игровое кино, приходится слышать
сетования на тему: почему сейчас
не снимают таких чудесных сказок,
как «Винни Пух» или «Чебурашка».
Поверьте — снимают!


КСТАТИ

С 4 по 18 октября по субботам и воскресеньям в киноцентре «Родина» можно посмотреть фестиваль мультфильмов «Другая анимация». Такой же фестиваль пройдет по субботам в киноцентре «Ленфильм» с 3 по 31 октября. В программе – фильмы Франции, Австралии, Испании, США. Эти остросюжетные картины, снятые по законам серьезных драматических историй, получили призы и высокую оценку зрителей и жюри на различных фестивалях.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5556) от 01.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?