Не время горевать

Как уже знают наши читатели, в городе гостит Тбилисский театр марионеток Резо Габриадзе – настоящее национальное достояние Грузии. До 5 апреля на афише Новой сцены Александринского театра спектакли «Бриллиант Маршала де Фантье», «Осень моей весны», «Сталинград», «Рамона». Гастроли приурочены к 80-летию Габриадзе. Работы этого мастера можно увидеть во многих государственных и частных коллекциях по всему миру.

Он – лауреат Государственной премии СССР, кавалер ордена Литературы и искусств Французской республики, обладатель премии Шота Руставели (Грузия), премий «Ника», «Триумф», «Золотая маска». Автор сценариев более 35 фильмов, в том числе таких любимых зрителями, как «Не горюй!», «Мимино», «Кин-дза-дза». И, что особенно примечательно для петербуржцев, Габриадзе – автор памятников Чижику-Пыжику на Фонтанке и Носу майора Ковалева на Вознесенском проспекте.

Резо ГАБРИАДЗЕ ответил на вопросы.

Не время горевать | ФОТО Лео ГАБРИАДЗЕ предоставлено Тбилисским театром марионеток

ФОТО Лео ГАБРИАДЗЕ предоставлено Тбилисским театром марионеток

– Реваз Леванович, для нашего города гастроли театра Габриадзе всегда были незабываемым событием. А для вас?

– Очень волнуюсь. Я не был в Питере пять лет: это много в наше время. Испытываю сложные чувства, из которых главное – благодарность Петербургу. К людям, которые мне здесь помогали в трудные годы и в веселые годы, дарили дружбу, любовь.


– На этот раз вы привезли четыре спектакля, для театра кукол это очень большая программа.

– У нас маленький театр, на 80 мест всего. Даже большим театрам живется сейчас непросто, что же говорить о таком, как наш. Нам все очень помогают, мы и сами люди не ленивые. Но много проблем. И внутри театра идет жизнь: кто-то женился, у кого-то второй ребенок, а откуда-то появились бабушки. Поэтому мы должны как можно больше разъезжать, гастролировать. В Петербург всегда приезжаем с радостью: очень любим его зрителя.


– И зритель очень вас любит.

– К сожалению, мы не смогли пока восстановить спектакли, которые много лет назад показывали в Питере, – «Альфред и Виолетта», «Дочь императора Трапезунда». Сделать спектакль – трудная работа, она занимает полтора-два года. В нашем случае я автор всех спектаклей. Нужно написать пьесу, нарисовать, вылепить персонажей. И вот тут я с благодарностью вспоминаю ваш город, пожалуй, единственный, который всегда помнил искусство марионетки, работал с куклами на нитках. И сохранял традиции. Я имею в виду и Театральный институт на Моховой, в котором всегда серьезно относились к куклам. Там хорошо учат режиссеров, технологов, актеров театра кукол. У вас существует журнал «ПТЖ», он всегда предоставляет страницы этому жанру искусств. Все это очень важно для театра кукол.


– Как вам сегодняшний Петербург?

– Я несколько дней здесь и заметил перемены в облике города: появились новые детали и исчезли те, которые соответствовали музыке Глиэра. Но Питер всегда был городом корректным, и остатки той, прежней жизни XVIII – XIX веков какими-то таинственными путями сохраняются.

С нетерпением жду момента, когда удастся погулять по набережным рек и каналов – я называю это «пройти по лекалам». Каждое из этих сооружений, – письмо в будущее, а для нас, кто гулял по набережным в молодости, – письмо из прошлого: каждая виньетка, каждая розетка, каждый камень и поворот перил имеют свой смысл, значение. Редко-редко такое хорошее письмо получаешь от человека. Меня лет сорок назад удивляли сфинксы на ленинградских набережных. Но потом я понял, что они очень органичны в этом городе, ведь Петербург – самое северное проявление Медитеррании. Она без сфинксов невозможна: с них началась вся культура.

Мне очень нравится консервативность Петербурга, хотя я и понимаю, какие громадные средства требуются для сохранения всей красоты исторического центра. И меня очень обрадовала замечательная площадка, на которой проходят наши гастроли...


– Чем же вам так понравилась Новая сцена?

– Это очень редкий удачный пример реконструкции: архитекторы подняли нас на высоту третьего этажа, и мы видим небо, Фонтанку, старинные стены, историческую кирпичную кладку. Как приятно смотрятся кирпичи! Вообще кирпичи стали так любимы, а не унылы, как раньше. Каждый – красив, индивидуален. Я – рядовой зритель, который хотел бы высказать архитекторам, строителям благодарность за эту работу. В вашем городе очень хорошо работает «закон высоты». Кому хочется посмотреть на мир с двадцатого этажа, может отправиться в Москву или куда-то еще.

Здесь я нашел подтверждение одного очень важного своего открытия, которое обрадовало меня еще в Москве. Я имею в виду понимание важности дорожного знака «зебра». Этот знак начали уважать, водители останавливают машины, пропуская людей! Только в Питере зебры несколько бледноваты, как будто несколько полосок куда-то потерялись, хочется их подновить.


– О, не беспокойтесь, скоро установится весенняя погода и зебры будут покрашены ярче.

– Еще радует: появилось уважение к средним размерам машин. И даже к малым размерам! То есть постепенно приходит понимание престижности автомобиля не только как чего-то гудящего, напоминающего БТР, проносящийся мимо, покрашенный лаком. А вполне соизмеримого с человеком. Это очень приятно.

Когда я был пять лет назад в вашем городе, мне очень понравились многочисленные и разные кафе. Многие изначально были спроектированы толковыми архитекторами, инженерами XIX века. Там были вежливые молодые люди, которые обслуживают гостей – скромно, с достоинством, всегда готовые к улыбке. Эта петербургская манера сохраняется (я уже побывал в двух-трех кафе). Но музыка стала немного африканистее.

Из горьких впечатлений: мои друзья как-то тише становятся И медленнее садятся. Возраст! И ни петербуржец, ни парижанин, ни пекинец ничего не может с этим поделать.

В Москве на только что закончившейся выставке моих работ и на спектаклях в Музее Москвы я испытал очень большую радость от встреч с молодежью. Я даже как-то подумал: может быть, эти молодые люди отнимают билеты у своих бабушек и дедушек? Но на последние два спектакля пришли все мои друзья. Надеюсь и в Петербурге повидать старых знакомых.


– В одном из новостных выпусков из Москвы был рассказ о молодых людях, которые на вашем спектакле решили пожениться. Это правда?

– Давно замечено, что молодые люди решают жениться именно в театре.


– Конечно, у вас же все – о любви!

– А о чем еще ставить спектакли?


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 053 (5670) от 29.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...