Не в ладах со временем

Премьера нового телесериала «Оптимисты» вновь напомнила зрителям об эпохе хрущевской оттепели.

Не в ладах со временем | Кадр из фильма.

Кадр из фильма.

У авторов и инициаторов этого экранного проекта на руках были все козыри, чтобы завоевать успех и привлечь к себе внимание публики. Прежде всего имя и творческая репутация режиссера сериала Алексея Попогребского, поставившего ряд картин («Простые вещи», «Как я провел этим летом»), отмеченных не только на престижных кинофестивалях, но и заслуженным вниманием любителей кино.

Особый колорит картине придает сам сюжет, который разворачивается в такой закрытой сфере, как дипломатия. Герои картины - сотрудники информационно-аналитического отдела Министерства иностранных дел СССР. Действие происходит в эпоху, которая вошла в историю под названием «оттепель».

Несколько лет назад моду на это время ввел на нашем телевидении Валерий Тодоровский, выпустивший одноименный сериал. И нынче мы уже имеем почти сформировавшийся корпус многосерийных теле- и кинокартин, предлагающих погрузиться в сладостную для многих зрителей атмосферу рубежа 1950 - 1960-х годов. На экране в качестве персонажей фильмов и сериалов побывали представители творческой богемы и фарцовщики, музыканты и манекенщицы, бандиты и космонавты, колхозники и сотрудники спецслужб. И вот нынче к этой плеяде «оттепельных» персон присоединились советские дипломаты.

Алексей Попогребский вместе с весьма внушительной группой сценаристов четко обозначил время действия «Оптимистов» - 1960 год. Вроде бы и это обстоятельство должно было «сыграть» за него. Все-таки такая конкретика дает возможность рассказывать истории реальные, а не те, которые похожи на аппаратные сказки и мидовские байки. Однако точная датировка дала совсем обратный результат.

Зрители с опытом в подобной ситуации начинают просто-напросто сверять свои воспоминания и знания о событиях, имевших место в означенном на экране времени, с тем, что они видят в сериале.

Даже в самом смелом киносне не могла присниться руководителям советского МИД история о том, как бывшую гражданку США латышского происхождения сначала берут на работу в это закрытое от посторонних глаз ведомство, а затем в результате закулисных интриг она становится... заместителем министра иностранных дел. Символ приблизительности - сочетание персонажей, действующих в кадре под своими реальными фамилиями (вроде Анастаса Микояна), и теми, кто есть плод фантазии авторов.

Еще один триумф неправдоподобия нынешнего отечественного варианта «телемыла» на тему «оттепели» - Большая Советская Энциклопедия (тома в красном переплете 1970-х годов выпуска), украшающая в кадре кабинет одного из начальников, расположенный в знаменитом здании на Смоленской площади. После этого перетасовка реальных событий 1960 года в сериале уже не выглядит ошибкой или злостным умыслом, а воспринимается просто как неумение авторов придумать достоверные истории из жизни молодых и амбициозных дипломатов. Их компания имеет явную отсылку (подсознательно или нет - не знаем) к аксеновским коллегам-приятелям.

Поначалу даже приятно, что большинство актеров сериала не выглядят как персонажи с обложек глянца. Но вынуждены они играть в совершенно разном ключе - от водевильно-комического до детективно-мелодраматического. Верх надуманности и натужности фабульной организации экранной истории - попытка суицида супруга главной героини сериала. Той самой госпожи-товарища Блаумане (Северия Янушаускайте), сердце которой разрывается между тремя мужчинами. Один из которых ее новый шеф - некто Бирюков (Владимир Вдовиченков), переведенный в МИД из ЦК КПСС.

Отношения этого дуэта начальников и двигают интригу сериала, выстроенную вокруг инициатив Бирюкова, пытающегося изо всех сил доказать нужность и важность своего отдела, но выглядят они абсолютно нереально, а потому и несерьезно. Особенно когда парочка этих мидовцев средней руки пытается предотвратить заговор в отношении главы партии и государства Хрущева. Насколько известно из учебников истории, такой заговор случится позже, в октябре 1964 года. А те действия персонажей, которые показаны в «Оптимистах», не могли произойти просто потому, что «этого не может быть никогда». И уж тем более в то самое «московское время», которое и должно было стать названием сериала.

#телесериал #«Оптимисты»

Материалы рубрики

Комментарии