Не только «Метель»

Традиционный фестиваль «Невские хоровые ассамблеи», который пройдет в Петербурге с 28 октября по 8 ноября, посвящен 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова.

Не только «Метель» | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Композитор – выдающийся, а широкая публика знает его в основном по двум сочинениям: музыкальным иллюстрациям к фильму Владимира Басова «Метель», снятому в 1964 году по одноименной повести Пушкина, и сюите «Время, вперед!», фрагмент которой много лет был заставкой к новостям на центральном телевидении.

Даже Константин Сухенко, председатель комитета по культуре, на пресс-конференции накануне открытия фестиваля не смог ответить на вопрос, какое произведение Свиридова нравится ему больше всего. Но сказал, что намерен побывать на многих фестивальных концертах, чтобы внимательно изучить музыку композитора и восполнить этот пробел.

Такая возможность будет и у петербургских меломанов.

Программа построена так, чтобы ознакомить публику с творчеством композитора во всем его разнообразии. Конечно, не обойдется без музыкальных иллюстраций к фильму «Метель», которые прозвучат 28 октября на первом концерте фестиваля в Капелле.

Ощутить мощь и энергию сюиты «Время, вперед!», которая неудержимо рвется в будущее, сметая прошлое на своем пути, можно будет на концерте 1 ноября – в исполнении симфонического оркестра Капеллы и камерного хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова.

В программе других концертов – сочинения Георгия Свиридова на стихи русских и зарубежных поэтов – Пушкина, Есенина, Маяковского, Блока, Федора Сологуба, Роберта Бернса. А также духовная музыка, с которой публика в большинстве своем почти не знакома. Художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко считает, что причин тут несколько. Это и большой объем духовных сочинений Свиридова, и невероятная сложность, которую они представляют для исполнителей.

Владислав Чернушенко, которого связывают почти двадцать лет творческого сотрудничества с Георгием Свиридовым, поделился своими воспоминаниями о нем: «Многие дирижеры говорили, что со Свиридовым было очень сложно работать, он был очень настойчив, добиваясь точного исполнения своих сочинений. У меня лично и у музыкантов Капеллы – иной опыт. Он никогда не произнес ни одного недоброго слова в адрес оркестра или хора. Но мог всыпать дирижеру буквально наотмашь. Меня это не обижало. Я никогда не встречал композитора, который бы так остро чувствовал слово. Если интонация была неверной, это его ранило, и он реагировал эмоционально и горячо. Но благодаря этому его стремлению к совершенству мы сделали записи, которые, по его словам, могут служить эталоном для последующих поколений музыкантов».

Песнопения и молитвы Георгия Свиридова Владислав Чернушенко считает второй вершиной во всей мировой музыкальной культуре после «Всенощной» Рахманинова.

Свиридов – наследник важнейшей традиции русской музыки, не только духовной, но и симфонической, в которой ритм возникает в зависимости от интонации слова, живой человеческой речи.

Однажды хор Капеллы репетировал программу из песнопений и молитв. Работали тщательно, кропотливо. Особенного труда потребовала пьеса «Покаяние блудного сына». Она совсем небольшая, звучит всего несколько минут. Но музыканты, как вспоминает Владислав Чернушенко, работали до изнурения, готовясь к премьере в Московской консерватории. Свиридов и сам измучился. Уезжая в Москву, он горестно заметил, что, наверное, это его вина – написал музыку, которую исполнить в принципе невозможно.

И тогда Чернушенко с музыкантами начал работать именно над интонированием слов, декламацией. В Москве после концерта больше минуты стояла звенящая тишина, когда было непонятно – то ли провал, то ли успех. А потом началась овация. За кулисами Георгий Свиридов прошептал Владиславу Чернушенко слова, которые тот запомнил на всю жизнь: «Я понял, что написал эту музыку правильно».

Фестивальные концерты будут проходить в Исаакиевском и Сампсониевском соборах, в кафедральном соборе Святых апостолов Петра и Павла, в Шереметевском дворце. В них участвуют Камерный хор Смольного собора, хор мальчиков училища имени Глинки, хор Михайловского театра и другие петербургские коллективы.

Завершится фестиваль 8 ноября гала-концертом в Исаакиевском соборе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5574) от 27.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...