Не только «Метель»

Традиционный фестиваль «Невские хоровые ассамблеи», который пройдет в Петербурге с 28 октября по 8 ноября, посвящен 100-летию со дня рождения Георгия Свиридова.

Не только «Метель» | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Композитор – выдающийся, а широкая публика знает его в основном по двум сочинениям: музыкальным иллюстрациям к фильму Владимира Басова «Метель», снятому в 1964 году по одноименной повести Пушкина, и сюите «Время, вперед!», фрагмент которой много лет был заставкой к новостям на центральном телевидении.

Даже Константин Сухенко, председатель комитета по культуре, на пресс-конференции накануне открытия фестиваля не смог ответить на вопрос, какое произведение Свиридова нравится ему больше всего. Но сказал, что намерен побывать на многих фестивальных концертах, чтобы внимательно изучить музыку композитора и восполнить этот пробел.

Такая возможность будет и у петербургских меломанов.

Программа построена так, чтобы ознакомить публику с творчеством композитора во всем его разнообразии. Конечно, не обойдется без музыкальных иллюстраций к фильму «Метель», которые прозвучат 28 октября на первом концерте фестиваля в Капелле.

Ощутить мощь и энергию сюиты «Время, вперед!», которая неудержимо рвется в будущее, сметая прошлое на своем пути, можно будет на концерте 1 ноября – в исполнении симфонического оркестра Капеллы и камерного хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова.

В программе других концертов – сочинения Георгия Свиридова на стихи русских и зарубежных поэтов – Пушкина, Есенина, Маяковского, Блока, Федора Сологуба, Роберта Бернса. А также духовная музыка, с которой публика в большинстве своем почти не знакома. Художественный руководитель Капеллы Владислав Чернушенко считает, что причин тут несколько. Это и большой объем духовных сочинений Свиридова, и невероятная сложность, которую они представляют для исполнителей.

Владислав Чернушенко, которого связывают почти двадцать лет творческого сотрудничества с Георгием Свиридовым, поделился своими воспоминаниями о нем: «Многие дирижеры говорили, что со Свиридовым было очень сложно работать, он был очень настойчив, добиваясь точного исполнения своих сочинений. У меня лично и у музыкантов Капеллы – иной опыт. Он никогда не произнес ни одного недоброго слова в адрес оркестра или хора. Но мог всыпать дирижеру буквально наотмашь. Меня это не обижало. Я никогда не встречал композитора, который бы так остро чувствовал слово. Если интонация была неверной, это его ранило, и он реагировал эмоционально и горячо. Но благодаря этому его стремлению к совершенству мы сделали записи, которые, по его словам, могут служить эталоном для последующих поколений музыкантов».

Песнопения и молитвы Георгия Свиридова Владислав Чернушенко считает второй вершиной во всей мировой музыкальной культуре после «Всенощной» Рахманинова.

Свиридов – наследник важнейшей традиции русской музыки, не только духовной, но и симфонической, в которой ритм возникает в зависимости от интонации слова, живой человеческой речи.

Однажды хор Капеллы репетировал программу из песнопений и молитв. Работали тщательно, кропотливо. Особенного труда потребовала пьеса «Покаяние блудного сына». Она совсем небольшая, звучит всего несколько минут. Но музыканты, как вспоминает Владислав Чернушенко, работали до изнурения, готовясь к премьере в Московской консерватории. Свиридов и сам измучился. Уезжая в Москву, он горестно заметил, что, наверное, это его вина – написал музыку, которую исполнить в принципе невозможно.

И тогда Чернушенко с музыкантами начал работать именно над интонированием слов, декламацией. В Москве после концерта больше минуты стояла звенящая тишина, когда было непонятно – то ли провал, то ли успех. А потом началась овация. За кулисами Георгий Свиридов прошептал Владиславу Чернушенко слова, которые тот запомнил на всю жизнь: «Я понял, что написал эту музыку правильно».

Фестивальные концерты будут проходить в Исаакиевском и Сампсониевском соборах, в кафедральном соборе Святых апостолов Петра и Павла, в Шереметевском дворце. В них участвуют Камерный хор Смольного собора, хор мальчиков училища имени Глинки, хор Михайловского театра и другие петербургские коллективы.

Завершится фестиваль 8 ноября гала-концертом в Исаакиевском соборе.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5574) от 27.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?