Не такая, как все
Сегодня юбилей народной артистки РФ Ольги Антоновой. Двадцать лет назад на ее тогдашний юбилей я написала: «Она похожа на сказочного эльфа. Не знаю, почему, по каким таким приметам. Просто очень легко представляю себе, как она, с прозрачными стрекозьими крылышками за спиной, порхает меж зелеными листьями и цветами».

ФОТО Сергея БЕРТОВА/ИНТЕРПРЕСС
С тех пор этот мой эльф стал уже общим местом и преследует ее: его склоняют все, кому не лень. Нет, она в самом деле похожа, и я могла бы гордиться, что стала автором популярного мема об Ольге Антоновой, но ее «эльфийский» облик совершенно не исчерпывает сущности этого уникального человека и уникальной актрисы.
Ее белоснежные волосы и прозрачные глаза, ее маленькие шляпки — весь этот образ неземного существа вовсе не дает представления о бушующем внутри вулкане, о мощном темпераменте, о человеческой силе духа, наконец.
Не случайно для своего юбилея она выбрала роль Софьи Андреевны Толстой в трагикомедии Ольги Погодиной-Кузьминой «Толстого нет». Софья Андреевна — один из самых сложных персонажей отечественной истории культуры: муза гения и враг гения...
Антонова никогда не играет обыкновенных женщин. Она для этого просто не создана. Я, например, плохо себе представляю Антонову в роли существа ординарного, такого как все, не выделяющегося из толпы.
В ту эпоху, когда Антонова дебютировала в кино, кинематограф подобных персонажей плодил пачками, а вместе с персонажами — актрис со стертыми, маловыразительными личиками, стандартно хорошеньких и неярких, не запомнившихся ни в лицо, ни по имени.
Ольгу Антонову не запомнить было невозможно: такие лица мгновенно врезаются в память.
Когда она впервые появилась на экране в 1977 году в телефильме Петра Фоменко «Почти смешная история», она была уже хорошо известной ленинградцам актрисой Академического театра Комедии, наделавшей немало шума в театральных кругах своей ролью в спектакле Петра Фоменко «Этот милый старый дом». На спектакль московские театралы специально ездили в Ленинград. Но всенародную славу принесла ей впервые именно эта картина.
После ее демонстрации по телевизору, как в голливудских сказках, Антонова наутро проснулась знаменитой. Широкая публика редко сразу запоминает имена актеров или их персонажей, поэтому за спиной у Ольги Антоновой долго шелестел шепоток зрительского узнавания: «Смотри-смотри, это та, из фильма, ну она еще пела «Я леплю из пластилина»!..»
Героиню звали редким старинным именем Евлалия, была она странная и как бы не от мира сего, и сыграть такую «нетипичную» женщину убедительно было почти невозможно: малейшая фальшь, малейший перебор в сторону сладкого или горького моментально превратил бы героиню «Почти смешной истории» из «нетипичной» в «ненастоящую». Антонова в этой роли обнаружила совершенный, абсолютный «художественный слух», когда тот волшебный верный тон почти неуловим, а уловить его необходимо. И потому нежная и немножко нелепая история любви немолодого командированного и чудаковатой женщины так задела всех: и эстетов, и тех, кто просто сел к телевизору скоротать вечерок.
Не скажу, чтоб кинематограф так уж и распахнул свои объятия Антоновой. Она была слишком нестандартна для «поточного кинопроизводства». Но был он тем не менее какое-то время к ней щедр. И прежде всего на партнеров. В картине Фоменко она оказалась в центре поистине звездной компании — Михаил Глузский, Валентин Гафт, Людмила Аринина, Михаил Данилов. Год спустя сыграла главную роль в телеверсии шекспировской «Комедии ошибок» Вадима Гаузнера (сценарий написал Фридрих Горенштейн) в партнерстве с Михаилом Козаковым, Софико Чиаурели, Михаилом Кононовым и Рамазом Чхиквадзе. Волшебная природа ее уникального дара позволила ей в самых невероятных ситуациях существовать с той свободой и естественностью, без каких невозможно зрительское доверие к невероятному.
Правду сказать, с режиссерами в кино ей повезло. Хотя, что значит «повезло»?
Она тоже оказалась счастливой находкой для тех художников, которые приглашали ее в свои фильмы. Для Киры Муратовой, в чьей картине «Астенический синдром» Антонова сыграла просто поразительно.
В черно-белом прологе ленты почти бессловесная роль женщины, только что схоронившей дорогого человека и отделенной от всего мира стеной своей трагедии... И все никак у нее не получится рассказать о своих ощущениях... И ведет она себя совершенно «неправильно». Почему-то злится, почему-то орет, вместо того чтобы говорить приличествующие случаю слова и тихо плакать...
Эта работа — одно из потрясающих актерских свершений нашего постсоветского кинематографа, равных которому перечесть можно по пальцам одной руки.
А ее последняя русская императрица Александра Федоровна в «Цареубийце» Карена Шахназарова... А страшная Дюран в «Проклятии Дюран» Виктора Титова — колдовское наваждение. А величественная и скорбная героиня фильма «Незабудки» Льва Кулиджанова — трагический и светлый образ «обломка империи». Или «прекрасная дама» из фильма Александра Прошкина «Русский бунт», оказавшаяся вдруг императрицей Екатериной Великой, спасительницей капитанской дочки Маши и юного Петруши Гринева...
Во всех своих киноролях — женщин разных возрастов и нередко ужасной судьбы — она всегда умудрялась сохранить какую-то удивительную детскость и беззащитность, которые, однако, подчас защищают человека более, чем сила.
Она сегодня почти не снимается и мало играет в театре.
Всю свою артистическую жизнь Антонова прослужила в Академическом театре Комедии, видавшем разные времена. И, что греха таить, не всегда к ней ласковом. Но она оставалась верна этому театру. Играть ей в радость, а ее эксцентричные театральные героини — и итальянка Филумена Мартурано, и циркачка-пенсионерка Лидия Жербер из «Старомодной комедии», и многие другие — всегда были полны пленительной женственности и жажды жизни. А потом она была вынуждена покинуть сцену Театра Комедии, куда ее пригласил еще Николай Акимов, где она блистала в легендарном спектакле Петра Фоменко, где она была истинной Королевой в спектакле Сергея Коковкина «Тележка с яблоками» по Бернарду Шоу...
Сказать по правде, судьба к ней на удивление несправедлива и немилостива.
Но Антонова и эту свою, мягко говоря, неординарную судьбу несет с такой силой духа и таким внутренним достоинством, что только диву даешься.
Это в ней от природы. Наверное, от отца, писателя Сергея Антонова. И потому, что рядом с нею — муж, блестящий художник Игорь Иванов. Какие портреты Антоновой висят в их доме! Как легко по ним проследить «историю души» хозяйки дома. Вообще вокруг нее всегда много искусства. Она его сама культивирует в своей жизни. И если не играет спектакль, не снимается в фильме, то просто так, из каприза, может взять и сшить руками — стежок за стежком — дивной красоты и изысканности огромное лоскутное покрывало (каждый лоскуток размером чуть больше ногтя большого пальца). Или за пять минут до встречи Нового года моментально скроить и сшить прелестную смешную тряпочную куклу — мышонка, тигренка или петушка — в зависимости от гороскопического «героя года».
Дело не в том, что актриса, писательская дочка что-то умеет делать руками. В том, что и рукоделие у нее — тоже искусство. Искусство — как среда обитания.
Когда не стало новых ролей, она сама придумала себе новую: научилась делать кукол. Редкой красоты и изящества. Каждая — истинное произведение искусства, и каждая неуловимо (или «уловимо») похожая на свою создательницу.
Сидит себе знаменитая артистка, делает этих своих трогательных и нежных «кукол, клоунов, собак», придумывает и шьет прелестные костюмы для них — крохотные, но такие подробные и изысканные — и все «для дома, для семьи».
Когда я убеждала ее принять участие в художественной выставке в Державинском дворце, она долго отнекивалась, а потом изумленно смотрела, как у стенда с ее куклами буквально «зависали» посетители этой выставки, не в состоянии отвести от них глаз.
...Я все время поражаюсь бездумной расточительности нашего театра и кинематографа.
Я вижу великих актрис — а их у нас уже не слишком много, — играющих водевили в антрепризах вместо того, чтобы играть в специально для них поставленных спектаклях и фильмах, с ролями, написанными великими драматургами...
Но я всегда поражаюсь и памятливости нашего зрителя. Потому что, когда публика видит Антонову, так редко появляющуюся ныне на сцене и на экране (и практически не появляющуюся на фестивалях и модных тусовках), эта самая публика взвывает от восторга и аплодирует ей стоя.
Публику не обманешь, и даже те, кто ни разу не видел ее спектаклей, откуда-то знают, как-то чувствуют, что перед ними сейчас — вот эта маленькая, с белоснежными волосами, с прозрачными волшебными глазами, в странных шляпках — женщина-легенда.
Особенная. Не такая, как все.
Материалы рубрики
ГМЗ «Петергоф» отметил двадцатилетие Особой кладовой
Дачный поселок Комарово отметит свое 120‑летие
Кинотеатр «Аврора» отметит 110 лет со дня основания
Новая сцена Мариинского театра празднует юбилей
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии