Не стало Эри Класа
Народный артист СССР, многолетний главный дирижер и художественный руководитель Эстонского театра оперы и балета, а в последние годы – артистический директор Таллинской филармонии Эри Клас скончался в пятницу на 77-м году жизни.

ФОТО Molodec/shutterstock.com
С Россией Класа связывали тесные профессиональные и личные связи. Он учился в Ленинградской консерватории в классе у Николая Рабиновича в то же время, что в классе напротив – у Ильи Мусина – постигал дирижерское мастерство Юрий Темирканов. Потом Клас стажировался в Москве, в Большом театре у Бориса Хайкина. А сорок лет спустя вернулся в Москву, чтобы возглавить театр «Новая опера» после смерти Евгения Колобова. Между этими датами было сотрудничество с более чем ста оркестрами на всех континентах, посты главного дирижера Шведской королевской оперы, первого приглашенного дирижера Финской национальной оперы, преподавание в Академии Сибелиуса – и концерты, концерты, концерты. В 2010 году – в дни празднования 65-летия Победы – Эри Клас выступал с оркестром Мариинского театра в своем родном Таллине. И неизменно появлялся на основанном им летнем фестивале искусств «Биргитта» – сначала за дирижерским пультом, а потом в первом ряду партера.
Все, кто в эти траурные дни вспоминает о Класе, отмечают прежде всего его неиссякаемое жизнелюбие, радость, которую он дарил всем окружающим. Класу удалось совместить несовместимое: высшие, почти «государственные» посты в советской Эстонии и – художественное бунтарство, которое позволяло ему не бояться исполнять полузапрещенную в СССР музыку современных композиторов. Клас подготовил мировую премьеру балета «Пер Гюнт» Альфреда Шнитке и его Первого виолончельного концерта, вместе с Гидоном Кремером и Татьяной Гринденко стал первым интерпретатором одного из самых знаменитых сочинений Арво Пярта Tabula Rasa (им троим эта партитура и посвящена).
В новое время Эри Клас не боялся работать в России – и одновременно дирижировать на эстонских праздниках песни, получать высшие государственные награды из рук и российского, и эстонского президентов. Объездив весь мир, он неизменно возвращался в свой любимый Таллин. И, конечно, эстонская культура, столь щедрая на музыкальных гениев, с уходом Класа осиротеет.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5651) от 29.02.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии