Главная городская газета

Не стало Эри Класа

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью

Театр одного актера на Летних чтениях

В течение трех дней, с 19 по 21 июня, в Петербурге пройдет фестиваль «Летние чтения». В этот раз программа приятно удивит гостей проекта. Читать полностью
Не стало Эри Класа  | ФОТО Molodec/shutterstock.com

ФОТО Molodec/shutterstock.com

Народный артист СССР, многолетний главный дирижер и художественный руководитель Эстонского театра оперы и балета, а в последние годы – артистический директор Таллинской филармонии Эри Клас скончался в пятницу на 77-м году жизни.

С Россией Класа связывали тесные профессиональные и личные связи. Он учился в Ленинградской консерватории в классе у Николая Рабиновича в то же время, что в классе напротив – у Ильи Мусина – постигал дирижерское мастерство Юрий Темирканов. Потом Клас стажировался в Москве, в Большом театре у Бориса Хайкина. А сорок лет спустя вернулся в Москву, чтобы возглавить театр «Новая опера» после смерти Евгения Колобова. Между этими датами было сотрудничество с более чем ста оркестрами на всех континентах, посты главного дирижера Шведской королевской оперы, первого приглашенного дирижера Финской национальной оперы, преподавание в Академии Сибелиуса – и концерты, концерты, концерты. В 2010 году – в дни празднования 65-летия Победы – Эри Клас выступал с оркестром Мариинского театра в своем родном Таллине. И неизменно появлялся на основанном им летнем фестивале искусств «Биргитта» – сначала за дирижерским пультом, а потом в первом ряду партера.

Все, кто в эти траурные дни вспоминает о Класе, отмечают прежде всего его неиссякаемое жизнелюбие, радость, которую он дарил всем окружающим. Класу удалось совместить несовместимое: высшие, почти «государственные» посты в советской Эстонии и – художественное бунтарство, которое позволяло ему не бояться исполнять полузапрещенную в СССР музыку современных композиторов. Клас подготовил мировую премьеру балета «Пер Гюнт» Альфреда Шнитке и его Первого виолончельного концерта, вместе с Гидоном Кремером и Татьяной Гринденко стал первым интерпретатором одного из самых знаменитых сочинений Арво Пярта Tabula Rasa (им троим эта партитура и посвящена).

В новое время Эри Клас не боялся работать в России – и одновременно дирижировать на эстонских праздниках песни, получать высшие государственные награды из рук и российского, и эстонского президентов. Объездив весь мир, он неизменно возвращался в свой любимый Таллин. И, конечно, эстонская культура, столь щедрая на музыкальных гениев, с уходом Класа осиротеет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook