Не спорь с Сезанном

В третьем павильоне «Ленэкспо» на Васильевском острове открылась мультимедийная выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты», созданная той же австралийской командой, которая летом – осенью 2014 года показывала на Конюшенной площади проект «Ван Гог. Ожившие полотна».

Не спорь с Сезанном | Огромные копии известных картин становятся популярным аттракционом.<br>ФОТО АВТОРА

Огромные копии известных картин становятся популярным аттракционом.
ФОТО АВТОРА

Скептики и фанаты мультимедиа спорят о том, надо ли ходить на выставки электронных копий художественных произведений, имеет ли такой показ просветительский смысл или это чистая коммерция. Пока идут дебаты, организаторы выставки про Ван Гога по достоинству оценили ее посещаемость в Петербурге. 200 тысяч зрителей за пять месяцев «проголосовали» за то, чтобы мировая премьера следующего мультимедийного проекта состоялась в Петербурге.

Для показа импрессионизма были отобраны девять художников – Тулуз-Лотрек, Писсаро, Дега, Моне, Мане, Ренуар, Кросс, Синьяк, Сезанн. Они представлены в этой последовательности, около 500 произведений из разных музеев мира воспроизводятся на 40 больших экранах. Визуальная партитура 31-минутного фильма (на выставке, посвященной Ван Гогу, было 34) разработана так, что на экранах может появиться одновременно 40 произведений, а может всего одно, но во всех деталях.

Одновременно на отдельных экранах по-русски и по-английски появляются знаменитые высказывания художников. Напомним из Сезанна: «Я хочу поразить Париж с помощью яблок», «Мне понадобилось 40 лет, чтобы понять, что живопись – это не скульптура».

Продуманный музыкальный ряд, сопровождающий выставку, начинается с беспечного «Канкана» Оффенбаха и заканчивается фрагментом из пророческого «Болеро» Равеля. Действительно, импрессионисты, работавшие в завершающей трети XIX века, были последним художественным движением, которое могло позволить себе роскошь заниматься чистым искусством.

Внутри этой «рамки» звучат Чайковский, Дебюсси, Гранадос и другие современники импрессионистов. По выходным с полудня до шести вечера танцовщиц Дега на экране сопровождает живой балет.

Новшеством стала арт-зона, где тренеры «Школы импрессионизма» обучают трем уровням «мастерства» – как нарисовать лицо, фигуру, пейзаж. В первые дни выставки (она будет работать по 31 марта 2015 года) желающих состязаться с Моне и Сезанном были единицы. Сила искусства делает людей адекватнее.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван УРАЛОВ, художник:

— Не нужно унижать высокое искусство, «приводя его за руку» в общество культурно неразвитых людей. Их нужно приводить к искусству. После «электронных импрессионистов» они, скорее всего, не пойдут смотреть подлинники в Эрмитаж. Думаю, это чисто коммерческое шоу, электронная игра, которая популяризирует высокие технологии и массовую культуру. Вне Петербурга, там, где нет художественных собраний (в том числе импрессионистов), подобное действо еще могло бы сыграть определенную просветительскую роль. В двух шагах от Эрмитажа и Русского музея шоу лишь девальвирует истинные ценности.


Алексей ЛЕПОРК, научный сотрудник Эрмитажа:

— Признаюсь честно, меня больше всего потрясает число посетителей выставки Ван Гога. 200 тысяч – это колоссальная цифра. С одной стороны, здорово: в центре города, рядом Спас-на-Крови, Русский, Эрмитаж, а люди идут сюда. Это и вправду интересно – колоссальные, невероятно увеличенные картины, можно увидеть массу деталей и правда погрузиться. С другой стороны, это характернейшая для нашего времени подмена реального виртуальным. Да, искусство уже отражение, но картина – шанс войти в «ручной продукт», но это не интересно, завлекательнее экран. Такое впервые я испытал на выставке «Благовещения» Яна ван Эйка из Метрополитен-музея в Эрмитаже, на картину смотрели единицы, на экран – десятки. Живое стало сложным или недостаточным? Там мелко и далеко, а здесь близко, крупно и разглажено? Там темно, а здесь ярко? Тогда будущее за новыми программами для домашних кинотеатров? Репродукция победила? Грустно. Но, кажется, факт. Или музеям есть над чем работать – над светом, над показом, над рассказом, в конце концов?

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5362) от 16.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?