Не спорь с Сезанном

В третьем павильоне «Ленэкспо» на Васильевском острове открылась мультимедийная выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты», созданная той же австралийской командой, которая летом – осенью 2014 года показывала на Конюшенной площади проект «Ван Гог. Ожившие полотна».

Не спорь с Сезанном | Огромные копии известных картин становятся популярным аттракционом.<br>ФОТО АВТОРА

Огромные копии известных картин становятся популярным аттракционом.
ФОТО АВТОРА

Скептики и фанаты мультимедиа спорят о том, надо ли ходить на выставки электронных копий художественных произведений, имеет ли такой показ просветительский смысл или это чистая коммерция. Пока идут дебаты, организаторы выставки про Ван Гога по достоинству оценили ее посещаемость в Петербурге. 200 тысяч зрителей за пять месяцев «проголосовали» за то, чтобы мировая премьера следующего мультимедийного проекта состоялась в Петербурге.

Для показа импрессионизма были отобраны девять художников – Тулуз-Лотрек, Писсаро, Дега, Моне, Мане, Ренуар, Кросс, Синьяк, Сезанн. Они представлены в этой последовательности, около 500 произведений из разных музеев мира воспроизводятся на 40 больших экранах. Визуальная партитура 31-минутного фильма (на выставке, посвященной Ван Гогу, было 34) разработана так, что на экранах может появиться одновременно 40 произведений, а может всего одно, но во всех деталях.

Одновременно на отдельных экранах по-русски и по-английски появляются знаменитые высказывания художников. Напомним из Сезанна: «Я хочу поразить Париж с помощью яблок», «Мне понадобилось 40 лет, чтобы понять, что живопись – это не скульптура».

Продуманный музыкальный ряд, сопровождающий выставку, начинается с беспечного «Канкана» Оффенбаха и заканчивается фрагментом из пророческого «Болеро» Равеля. Действительно, импрессионисты, работавшие в завершающей трети XIX века, были последним художественным движением, которое могло позволить себе роскошь заниматься чистым искусством.

Внутри этой «рамки» звучат Чайковский, Дебюсси, Гранадос и другие современники импрессионистов. По выходным с полудня до шести вечера танцовщиц Дега на экране сопровождает живой балет.

Новшеством стала арт-зона, где тренеры «Школы импрессионизма» обучают трем уровням «мастерства» – как нарисовать лицо, фигуру, пейзаж. В первые дни выставки (она будет работать по 31 марта 2015 года) желающих состязаться с Моне и Сезанном были единицы. Сила искусства делает людей адекватнее.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван УРАЛОВ, художник:

— Не нужно унижать высокое искусство, «приводя его за руку» в общество культурно неразвитых людей. Их нужно приводить к искусству. После «электронных импрессионистов» они, скорее всего, не пойдут смотреть подлинники в Эрмитаж. Думаю, это чисто коммерческое шоу, электронная игра, которая популяризирует высокие технологии и массовую культуру. Вне Петербурга, там, где нет художественных собраний (в том числе импрессионистов), подобное действо еще могло бы сыграть определенную просветительскую роль. В двух шагах от Эрмитажа и Русского музея шоу лишь девальвирует истинные ценности.


Алексей ЛЕПОРК, научный сотрудник Эрмитажа:

— Признаюсь честно, меня больше всего потрясает число посетителей выставки Ван Гога. 200 тысяч – это колоссальная цифра. С одной стороны, здорово: в центре города, рядом Спас-на-Крови, Русский, Эрмитаж, а люди идут сюда. Это и вправду интересно – колоссальные, невероятно увеличенные картины, можно увидеть массу деталей и правда погрузиться. С другой стороны, это характернейшая для нашего времени подмена реального виртуальным. Да, искусство уже отражение, но картина – шанс войти в «ручной продукт», но это не интересно, завлекательнее экран. Такое впервые я испытал на выставке «Благовещения» Яна ван Эйка из Метрополитен-музея в Эрмитаже, на картину смотрели единицы, на экран – десятки. Живое стало сложным или недостаточным? Там мелко и далеко, а здесь близко, крупно и разглажено? Там темно, а здесь ярко? Тогда будущее за новыми программами для домашних кинотеатров? Репродукция победила? Грустно. Но, кажется, факт. Или музеям есть над чем работать – над светом, над показом, над рассказом, в конце концов?

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5362) от 16.12.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...