Не спорь с Сезанном

В третьем павильоне «Ленэкспо» на Васильевском острове открылась мультимедийная выставка «От Моне до Сезанна. Французские импрессионисты», созданная той же австралийской командой, которая летом – осенью 2014 года показывала на Конюшенной площади проект «Ван Гог. Ожившие полотна».

Не спорь с Сезанном | Огромные копии известных картин становятся популярным аттракционом.<br>ФОТО АВТОРА

Огромные копии известных картин становятся популярным аттракционом.
ФОТО АВТОРА

Скептики и фанаты мультимедиа спорят о том, надо ли ходить на выставки электронных копий художественных произведений, имеет ли такой показ просветительский смысл или это чистая коммерция. Пока идут дебаты, организаторы выставки про Ван Гога по достоинству оценили ее посещаемость в Петербурге. 200 тысяч зрителей за пять месяцев «проголосовали» за то, чтобы мировая премьера следующего мультимедийного проекта состоялась в Петербурге.

Для показа импрессионизма были отобраны девять художников – Тулуз-Лотрек, Писсаро, Дега, Моне, Мане, Ренуар, Кросс, Синьяк, Сезанн. Они представлены в этой последовательности, около 500 произведений из разных музеев мира воспроизводятся на 40 больших экранах. Визуальная партитура 31-минутного фильма (на выставке, посвященной Ван Гогу, было 34) разработана так, что на экранах может появиться одновременно 40 произведений, а может всего одно, но во всех деталях.

Одновременно на отдельных экранах по-русски и по-английски появляются знаменитые высказывания художников. Напомним из Сезанна: «Я хочу поразить Париж с помощью яблок», «Мне понадобилось 40 лет, чтобы понять, что живопись – это не скульптура».

Продуманный музыкальный ряд, сопровождающий выставку, начинается с беспечного «Канкана» Оффенбаха и заканчивается фрагментом из пророческого «Болеро» Равеля. Действительно, импрессионисты, работавшие в завершающей трети XIX века, были последним художественным движением, которое могло позволить себе роскошь заниматься чистым искусством.

Внутри этой «рамки» звучат Чайковский, Дебюсси, Гранадос и другие современники импрессионистов. По выходным с полудня до шести вечера танцовщиц Дега на экране сопровождает живой балет.

Новшеством стала арт-зона, где тренеры «Школы импрессионизма» обучают трем уровням «мастерства» – как нарисовать лицо, фигуру, пейзаж. В первые дни выставки (она будет работать по 31 марта 2015 года) желающих состязаться с Моне и Сезанном были единицы. Сила искусства делает людей адекватнее.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван УРАЛОВ, художник:

— Не нужно унижать высокое искусство, «приводя его за руку» в общество культурно неразвитых людей. Их нужно приводить к искусству. После «электронных импрессионистов» они, скорее всего, не пойдут смотреть подлинники в Эрмитаж. Думаю, это чисто коммерческое шоу, электронная игра, которая популяризирует высокие технологии и массовую культуру. Вне Петербурга, там, где нет художественных собраний (в том числе импрессионистов), подобное действо еще могло бы сыграть определенную просветительскую роль. В двух шагах от Эрмитажа и Русского музея шоу лишь девальвирует истинные ценности.


Алексей ЛЕПОРК, научный сотрудник Эрмитажа:

— Признаюсь честно, меня больше всего потрясает число посетителей выставки Ван Гога. 200 тысяч – это колоссальная цифра. С одной стороны, здорово: в центре города, рядом Спас-на-Крови, Русский, Эрмитаж, а люди идут сюда. Это и вправду интересно – колоссальные, невероятно увеличенные картины, можно увидеть массу деталей и правда погрузиться. С другой стороны, это характернейшая для нашего времени подмена реального виртуальным. Да, искусство уже отражение, но картина – шанс войти в «ручной продукт», но это не интересно, завлекательнее экран. Такое впервые я испытал на выставке «Благовещения» Яна ван Эйка из Метрополитен-музея в Эрмитаже, на картину смотрели единицы, на экран – десятки. Живое стало сложным или недостаточным? Там мелко и далеко, а здесь близко, крупно и разглажено? Там темно, а здесь ярко? Тогда будущее за новыми программами для домашних кинотеатров? Репродукция победила? Грустно. Но, кажется, факт. Или музеям есть над чем работать – над светом, над показом, над рассказом, в конце концов?

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 236 (5362) от 16.12.2014.


Комментарии