Не сгоревшие в огне
В Выставочном центре Союза художников Петербурга открылась выставка, посвященная 100-летию ленинградского художника Семена Ротницкого (1915 – 2004), из музеев и частных собраний. Самое интересное на ней – фронтовые рисунки.

Предоставлено ВЦ СХ СПб
На раннем портрете женщины в шляпке сделана подпись: «4 курс Академии художеств. 1941». Но диплом Ротницкий получил только в 1948 году. Между этими датами – война, куда он ушел ополченцем и провоевал в артиллерии от звонка до звонка, под Ленинградом и в Прибалтике.
В рисунках Ротницкого нет ни пафоса, ни ужасов войны. Тяжелая работа артиллериста почти всегда «за кадром», многие рисунки сделаны в минуты отдыха. Но война рядом, и до смерти, как заметил поэт, четыре шага.
Пейзаж «Московская Славянка» с мирными сельскими домиками сменяется рисунком «Огонь» – портретом командира батареи с подписью «7.11.41. 6 часов вечера». К следующему году относятся дружеский шарж на писаря Забродского и зарисовка на литературном вечере штабной батареи.
Лучшие военные рисунки относятся к 1944 году – «В землянке» с офицерами, слушающими патефон, «В освобожденном латышском хуторе» с солдатом, играющим на пианино, «На привале» с бойцом, прикрывшим лицо пилоткой, «Под Псковом. Фронтовая кухня» с дружелюбно дымящей походной кухней и видавшей виды полуторкой.
Победный 1945-й художник отметил рисунком «Домой» – офицеры играют в карты в купе мирного пассажирского вагона – и портретом «Бывалый солдат», который сделан в Ленинграде и датирован 4 ноября 1945 года.
После окончания Академии художеств Ротницкого распределили в Казань, где он преподавал и был директором Художественного училища. В 1960 году художник вернулся в Ленинград и 20 следующих лет обучал мастерству живописи студентов Мухинского училища, продолжая рисовать и выставляться. По словам художника, портрет был его главным жанром. На выставке показаны произведения разных лет, в том числе портрет академика Александра Лебедева, создателя советского электронного микроскопа, и скульптора Олега Комова, автора известного памятника Ярославу Мудрому, который изображен на банкноте 1000 рублей.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 211 (5584) от 11.11.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии