Не памятники защищаем, а себя

Подавляющее число нынешних петербуржцев не понимают, в каком городе живут, не знают его истории и культурного наследия. Потому что примерно четыре миллиона горожан родились и выросли в «спальных»» районах; иные старшеклассники с Гражданки ни разу не были на Сенатской площади; и мало у кого болит сердце за дом Чичерина — потому что не многие в курсе, что это за дом... Такой диагноз прозвучал в библиотеке им. Маяковского на «круглом столе»», где обсуждалось: можно ли совместить в Петербурге развитие (в том числе архитектурное) и наследие (в том числе архитектурное)? Можно ли не терять прошлое и не упускать будущее?

Не памятники защищаем, а себя |

Получилось аккурат к нынешним разговорам о возможной отмене вы­сотного регламента. Как не допустить, чтобы го­род превратился в ком­фортнейший мегапо­лис, но перестал быть Петербургом? Но и как не повторить недавнего казуса в Иерусалиме, где не позволяют рекон­струировать ветхий мост из опасений, что строительство навредит мечетям на Храмовой горе? И вообще: что можно уступить, а где та черта, за которой мы ни пяди не отдадим?

— Вместо закона об охране памятников в 2002 году был принят другой федеральный за­кон — об объектах куль­турного наследия, — го­ворит Сергей Гришин, профессор СПб ГАСУ.

— В нем вводится поня­тие «предмет культурно­го наследия».

Когда был «объект» — сложностей не возникало, охра­нялось все здание целиком, включая те составляющие, кото­рые никакой ценности собой не представляли. Понятие «пред­мет охраны», как считает Гри­шин, вроде бы обозначило путь — как разрешить противоречия между потребностью сохранить и потребностью преобразовать. Но в тоже время закон поставил новые вопросы: какова должна быть степень преобразования, чтобы при этом мы не потеряли сам объект охраны?

Александр Марголис, дирек­тор Международного благотво­рительного фонда спасения Санкт-Петербурга, возразил: хо­роший закон — недостаточное условие, для того чтобы все на­ладилось. В условиях России это иллюзия. И привел знамени­тый афоризм о том, что стро­гость российских законов ком­пенсируется необязательнос­тью их исполнения.

— И потому нынешнее движе­ние за сохранение памятников становится все более движени­ем правозащитным, — утверж­дает Александр Марголис. — И проходит под диссидентскими лозунгами 1970-х годов: «Ува­жайте свою Конституцию!». По­тому что сейчас есть лица и ком­пании, которым, очевидно, за­кон не писан.

Нам, в общем-то, и междуна­родные правила не писаны. Пе­тербург, больше 15 лет входя­щий в список Всемирного куль­турного наследия ЮНЕСКО, до сих пор не числится в ассоциа­ции городов Всемирного насле­дия. То бишь ни Петербург, ни Россия не участвуют в междуна­родном движении — охране го­родов, которые признаны обще­человеческим достоянием.

— Меж тем как одна из задач этого международного движе­ния — гармонизировать про­цесс сохранения наследия и процесс развития, — уточняет Марголис. — Решение пробле­мы в том, чтобы с уважением от­носиться к международному опыту и перенимать все, что уместно на нашей почве.

Несмотря на то что мировой практике серьезной, вдумчивой охраны наследия всего несколь­ко десятилетий, — опыта доста­точно. И не только у Венеции или Зальцбурга, но и у сопостави­мых по масштабности с Петер­бургом Рима, Берна или Праги, тоже занесенных в список. Опыт как удачный, так и не слишком. Архитектор Дмитрий Сухин от­метил, что Дрезден, по мнению некоторых специалистов, может потерять свой статус «объекта ЮНЕСКО» — потому что там в угоду удобствам затеяли стро­ить автомобильный мост через Эльбу; да и Потсдам в свое вре­мя с трудом удержался в списке Всемирного наследия...

Архитектор Павел Никонов сетует, что термином «Петер­бург— город музей», приобрет­шим отчего-то негативную ок­раску, сейчас то и дело пугают добрых горожан. В то время как под лозунгом «Город должен развиваться» подчас вытворя­ют жуткие вещи с этим самым городом. На самом деле, как считает Никонов, эти две пози­ции друг другу не противоречат. Вопрос только в желании и в финансах. Никаких «объектив­ных причин», по которым тот или иной памятник сохранить невозможно, — нет. А если, дес­кать, считать город просто «ре­сурсом для освоения» (что сей­час и происходит), то горожане ничем не будут отличаться от обитателей одного древнего го­рода, затерянного в дебрях и обнаруженного неким путеше­ственником. Обитателями были обезьяны. Они, несомненно, очень ценили этот город, но не в силу его культурной ценности. Это было просто уютное убежи­ще.

Правда, Дмитрий Сухин про­сил не унижать этого статуса — «ресурс для освоения»: в конце концов, мы все пользуемся горо­дом, мы тут едим, мы тут поку­паем, мы хотим комфорта, мы прорастаем в этом городе; и не­удивительно, что корешками слегка расшатываем фунда­мент. Сию аллегорию Никонов парировал другой: один чело­век, найдя ценную картину и об­наружив, что она не проходит в двери его дома, построит для картины специальное помеще­ние; другой — слегка подпилит картину, чтобы «влезла»; третий вовсе срежет золотую рамку и продаст ее.

... Наконец собравшиеся дого­ворились до главного. До воспи­тания. Один из педагогов выска­зался: мы дожили до такого вре­мени, когда абсолютному боль­шинству вообще непонятно, о чем говорят эти ревнители ста­рого Петербурга. И если архи­тектор Никонов переживает, бу­дет ли кинотеатр «Баррикада» (дом Чичерина) отреставриро­ван или все кончится банальным новоделом, то большинство переживать не станет. Большин­ство просто не поймет, о чем речь.

— И получается, что сейчас с властью договориться легче, чем с миллионами петербурж­цев, — подытожил педагог.

Кстати, архитекторы, вопреки обыкновению, не возражали: вы не нас воспитывайте — вы за­казчиков воспитывайте. Напро­тив, утверждали, что не строитель и не заказчик, а именно архитектор — ключевая фигура, и в первую очередь воспитывать надо его.

Что до «не архитекторов», до нас с вами, — то во всех этих спорах об архитектуре и стро­ительстве даже нас уже не назо­вешь дилетантами. Потому что, как поддержал Александра Марголиса академик архитектуры Владимир Павлов, это не диле­танты рассуждают об архитекту­ре, а горожане и граждане рас­суждают о правах.

— Мы не становимся гражда­нами, не понимая сути, — за­явил академик Павлов. — У нас в стране самодержавие, а не самоуправление. Но давно пора понять, что Петербург не город. Это государственное образова­ние. И задача губернатора — на­водить закон, порядок, но ни в коем случае не указывать, где что строить. И вообще — какое право у государства рассматри­вать высотные регламенты?! Есть закон, есть генплан, в кото­ром названа высота: 48 метров. Не нравится? — давайте обсу­дим. Но с профессионалами!

И тут же Марголис заметил: вот-вот в правительстве будут обсуждать высотный регламент, но информации об этом, каза­лось бы, судьбоносном, собы­тии практически нет.

... Несмотря на все вышеуказанное, а в особенности пассаж о равнодушии большинства горо­жан, участники «круглого стола» в тоску не погрузились. Предполо­жили, что и сто лет назад горожа­не не отличались истовым инте­ресом к сохранению старой архи­тектуры, однако именно сто лет назад, в октябре 1907 года, в го­роде образовался музей «Старый Петербург», из которого потом образовалось общество «Старый Петербург». Всего-то небольшой кружок, людей немного (правда, каких людей! — вспомнить хотя бы Александра Бенуа), а большу­щее дело делали: фото фиксировали уходящую архитектуру, изу­чали памятники, устанавливали мемориальные доски и многое другое. И эта небольшая группа энтузиастов сумела перевернуть общественное сознание в отно­шении к наследию... 100-летие — разве не удобный повод, чтобы консолидироваться неравнодуш­ным?.. Если уж прочих поводов недостаточно.

И на заметку. Если вам, нерав­нодушному к облику города, бу­дут говорить: «Что вы нос суете не в свои дела?» — отвечайте: я мало того что свои права сейчас защищаю; я сейчас выполняю свои обязанности. Вот статья 44 Конституции РФ: «Каждый обя­зан заботиться о сохранении ис­торического и культурного на­следия, беречь памятники исто­рии и культуры».

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
90 (3882) от 21 мая 2007 года.

#памятники #сохранение

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...