Не памятники защищаем, а себя

Подавляющее число нынешних петербуржцев не понимают, в каком городе живут, не знают его истории и культурного наследия. Потому что примерно четыре миллиона горожан родились и выросли в «спальных»» районах; иные старшеклассники с Гражданки ни разу не были на Сенатской площади; и мало у кого болит сердце за дом Чичерина — потому что не многие в курсе, что это за дом... Такой диагноз прозвучал в библиотеке им. Маяковского на «круглом столе»», где обсуждалось: можно ли совместить в Петербурге развитие (в том числе архитектурное) и наследие (в том числе архитектурное)? Можно ли не терять прошлое и не упускать будущее?

Не памятники защищаем, а себя |

Получилось аккурат к нынешним разговорам о возможной отмене вы­сотного регламента. Как не допустить, чтобы го­род превратился в ком­фортнейший мегапо­лис, но перестал быть Петербургом? Но и как не повторить недавнего казуса в Иерусалиме, где не позволяют рекон­струировать ветхий мост из опасений, что строительство навредит мечетям на Храмовой горе? И вообще: что можно уступить, а где та черта, за которой мы ни пяди не отдадим?

— Вместо закона об охране памятников в 2002 году был принят другой федеральный за­кон — об объектах куль­турного наследия, — го­ворит Сергей Гришин, профессор СПб ГАСУ.

— В нем вводится поня­тие «предмет культурно­го наследия».

Когда был «объект» — сложностей не возникало, охра­нялось все здание целиком, включая те составляющие, кото­рые никакой ценности собой не представляли. Понятие «пред­мет охраны», как считает Гри­шин, вроде бы обозначило путь — как разрешить противоречия между потребностью сохранить и потребностью преобразовать. Но в тоже время закон поставил новые вопросы: какова должна быть степень преобразования, чтобы при этом мы не потеряли сам объект охраны?

Александр Марголис, дирек­тор Международного благотво­рительного фонда спасения Санкт-Петербурга, возразил: хо­роший закон — недостаточное условие, для того чтобы все на­ладилось. В условиях России это иллюзия. И привел знамени­тый афоризм о том, что стро­гость российских законов ком­пенсируется необязательнос­тью их исполнения.

— И потому нынешнее движе­ние за сохранение памятников становится все более движени­ем правозащитным, — утверж­дает Александр Марголис. — И проходит под диссидентскими лозунгами 1970-х годов: «Ува­жайте свою Конституцию!». По­тому что сейчас есть лица и ком­пании, которым, очевидно, за­кон не писан.

Нам, в общем-то, и междуна­родные правила не писаны. Пе­тербург, больше 15 лет входя­щий в список Всемирного куль­турного наследия ЮНЕСКО, до сих пор не числится в ассоциа­ции городов Всемирного насле­дия. То бишь ни Петербург, ни Россия не участвуют в междуна­родном движении — охране го­родов, которые признаны обще­человеческим достоянием.

— Меж тем как одна из задач этого международного движе­ния — гармонизировать про­цесс сохранения наследия и процесс развития, — уточняет Марголис. — Решение пробле­мы в том, чтобы с уважением от­носиться к международному опыту и перенимать все, что уместно на нашей почве.

Несмотря на то что мировой практике серьезной, вдумчивой охраны наследия всего несколь­ко десятилетий, — опыта доста­точно. И не только у Венеции или Зальцбурга, но и у сопостави­мых по масштабности с Петер­бургом Рима, Берна или Праги, тоже занесенных в список. Опыт как удачный, так и не слишком. Архитектор Дмитрий Сухин от­метил, что Дрезден, по мнению некоторых специалистов, может потерять свой статус «объекта ЮНЕСКО» — потому что там в угоду удобствам затеяли стро­ить автомобильный мост через Эльбу; да и Потсдам в свое вре­мя с трудом удержался в списке Всемирного наследия...

Архитектор Павел Никонов сетует, что термином «Петер­бург— город музей», приобрет­шим отчего-то негативную ок­раску, сейчас то и дело пугают добрых горожан. В то время как под лозунгом «Город должен развиваться» подчас вытворя­ют жуткие вещи с этим самым городом. На самом деле, как считает Никонов, эти две пози­ции друг другу не противоречат. Вопрос только в желании и в финансах. Никаких «объектив­ных причин», по которым тот или иной памятник сохранить невозможно, — нет. А если, дес­кать, считать город просто «ре­сурсом для освоения» (что сей­час и происходит), то горожане ничем не будут отличаться от обитателей одного древнего го­рода, затерянного в дебрях и обнаруженного неким путеше­ственником. Обитателями были обезьяны. Они, несомненно, очень ценили этот город, но не в силу его культурной ценности. Это было просто уютное убежи­ще.

Правда, Дмитрий Сухин про­сил не унижать этого статуса — «ресурс для освоения»: в конце концов, мы все пользуемся горо­дом, мы тут едим, мы тут поку­паем, мы хотим комфорта, мы прорастаем в этом городе; и не­удивительно, что корешками слегка расшатываем фунда­мент. Сию аллегорию Никонов парировал другой: один чело­век, найдя ценную картину и об­наружив, что она не проходит в двери его дома, построит для картины специальное помеще­ние; другой — слегка подпилит картину, чтобы «влезла»; третий вовсе срежет золотую рамку и продаст ее.

... Наконец собравшиеся дого­ворились до главного. До воспи­тания. Один из педагогов выска­зался: мы дожили до такого вре­мени, когда абсолютному боль­шинству вообще непонятно, о чем говорят эти ревнители ста­рого Петербурга. И если архи­тектор Никонов переживает, бу­дет ли кинотеатр «Баррикада» (дом Чичерина) отреставриро­ван или все кончится банальным новоделом, то большинство переживать не станет. Большин­ство просто не поймет, о чем речь.

— И получается, что сейчас с властью договориться легче, чем с миллионами петербурж­цев, — подытожил педагог.

Кстати, архитекторы, вопреки обыкновению, не возражали: вы не нас воспитывайте — вы за­казчиков воспитывайте. Напро­тив, утверждали, что не строитель и не заказчик, а именно архитектор — ключевая фигура, и в первую очередь воспитывать надо его.

Что до «не архитекторов», до нас с вами, — то во всех этих спорах об архитектуре и стро­ительстве даже нас уже не назо­вешь дилетантами. Потому что, как поддержал Александра Марголиса академик архитектуры Владимир Павлов, это не диле­танты рассуждают об архитекту­ре, а горожане и граждане рас­суждают о правах.

— Мы не становимся гражда­нами, не понимая сути, — за­явил академик Павлов. — У нас в стране самодержавие, а не самоуправление. Но давно пора понять, что Петербург не город. Это государственное образова­ние. И задача губернатора — на­водить закон, порядок, но ни в коем случае не указывать, где что строить. И вообще — какое право у государства рассматри­вать высотные регламенты?! Есть закон, есть генплан, в кото­ром названа высота: 48 метров. Не нравится? — давайте обсу­дим. Но с профессионалами!

И тут же Марголис заметил: вот-вот в правительстве будут обсуждать высотный регламент, но информации об этом, каза­лось бы, судьбоносном, собы­тии практически нет.

... Несмотря на все вышеуказанное, а в особенности пассаж о равнодушии большинства горо­жан, участники «круглого стола» в тоску не погрузились. Предполо­жили, что и сто лет назад горожа­не не отличались истовым инте­ресом к сохранению старой архи­тектуры, однако именно сто лет назад, в октябре 1907 года, в го­роде образовался музей «Старый Петербург», из которого потом образовалось общество «Старый Петербург». Всего-то небольшой кружок, людей немного (правда, каких людей! — вспомнить хотя бы Александра Бенуа), а большу­щее дело делали: фото фиксировали уходящую архитектуру, изу­чали памятники, устанавливали мемориальные доски и многое другое. И эта небольшая группа энтузиастов сумела перевернуть общественное сознание в отно­шении к наследию... 100-летие — разве не удобный повод, чтобы консолидироваться неравнодуш­ным?.. Если уж прочих поводов недостаточно.

И на заметку. Если вам, нерав­нодушному к облику города, бу­дут говорить: «Что вы нос суете не в свои дела?» — отвечайте: я мало того что свои права сейчас защищаю; я сейчас выполняю свои обязанности. Вот статья 44 Конституции РФ: «Каждый обя­зан заботиться о сохранении ис­торического и культурного на­следия, беречь памятники исто­рии и культуры».

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
90 (3882) от 21 мая 2007 года.

#памятники #сохранение

Комментарии