Не только Соловецкий камень
Выставка Евгения Ухналева «Тогда это было так» открылась в галерее «14/45». Двадцать больших графических листов напоминают о замечательном художнике, ушедшем из жизни два года назад. Куратор Лиана Алоян пояснила, что этот проект не ретроспектива, а приглашение пообщаться с автором, истинным ленинградцем-петербуржцем.
Евгений Ухналев. «Что-то будет». Предоставлено галереей «14/45»
На многих пейзажах Ухналева изображены узнаваемые места - Казанский собор, фонтан «Грот» на Пулковских высотах, Николаевские ворота в Павловске. Эти тщательные работы тушью - не архитектурные пейзажи в привычном понимании. Художник работал медленно, подолгу рассматривал своих «персонажей», при этом никогда не рисовал с натуры. Зловещий багровый закат над Новой Голландией или метель над Банковским мостом свидетельствуют о судьбе автора, который не жаловался, хотя ничего не простил и, конечно, не забыл.
Ухналев родился в Ленинграде, пережил первую страшную блокадную зиму, окончил СХШ - школу при Академии художеств. По настоянию отца пошел учиться в техникум. Там однокурсник донес: Ухналев готовит подкоп под мавзолей с целью покушения на Сталина во время праздничного парада. Шел 1948 год, абсолютно бредовое подозрение для 17-летнего мальчишки закончилось судом и приговором - 25 лет лагерей. Ухналев попал в воркутинские лагеря и был освобожден по амнистии 1954 года как малолетний преступник. Реабилитирован только через пять лет.
В 2002 году он стал автором памятника узникам ГУЛАГа «Соловецкий камень» на Троицкой площади.
С 1967 года художник был связан с Эрмитажем, он служил там главным архитектором, экспертом и членом Геральдического совета. Эта сторона деятельности Ухналева известна любому владельцу российского паспорта - он является автором современного герба с двуглавым орлом.
На эмоциональных полюсах выставки в галерее на 6-й линии Васильевского острова, 39, - две работы. На одной из последних - «Памяти мамы» изображен фонтан в Румянцевском саду, рядом с ним в 1944 году юный Ухналев ждал зачисления в СХШ. Судя по светлой гамме рисунка, будущая жизнь представлялась ему праздником. Совсем другое настроение в изображениях воркутинской тундры, которую художник посетил через 50 лет после освобождения и позже заметил: «Я вернулся через полвека. Нельзя возвращаться через полвека».
Ухналева интересовала любимая тема многих художников - вечность и хрупкость. В картине тушью «Иерусалим» старые каменные стены выглядят мощными, но они хрупки, как мир на этой древней земле. На живописном полотне «Есть такое место» изображена белая дверь под ажурным козырьком, заросшая травой. Освещенная ярким солнцем, скромная плотницкая работа простоит очень долго.
Комментарии