Не только французская жизнь
На сцене театра-фестиваля «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля по мотивам романа Ги де Мопассана «Милый друг».
ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»
Режиссер Наталья Индейкина и другие авторы постановки перенесли действие в наши дни. Спектакль пронизан аллюзиями, намеками, публицистическими обращениями главного героя в зрительный зал. Они убеждены, что и природа человеческого бесстыдства и подлости, и механизм реализации карьерного роста практически не изменились со времен Мопассана.
Планшет просторной сцены театра в «Милом друге» распахнут на всю глубину, вокруг - детали сценографии, необходимые для того или иного эпизода. Время от времени «странствуют» по планшету огромные надувные «шары желания», вызывающие ассоциации с теми самыми мыльными пузырями сенсаций, на которые так падки нынче медиа во всем мире. Стабильную локацию художник спектакля Кирилл Пискунов определил лишь для медвежьей шкуры, на которой господин Жорж Дюруа время от времени и «творит» ту карьеру, которой могло бы и не быть, если бы не дамские желания обладать подобным красавчиком. Тем самым «милым другом», который совершает свой путь наверх, используя тела и души женщин как ступеньки.
На протяжении спектакля нравы падают на все более комфортабельное ложе. И будто выплескивая подсознательные желания Дюруа и его женщин, на заднике арьерсцены возникают видеоиллюстрации выразительно снятых любовных объятий (режиссер видео - Николай Филиппов). Экранными кадрами в спектакле иллюстрируются практически все ключевые эпизоды, что придает спектаклю характер зрелища, где в едином пространстве объединяются актеры, звуковая партитура (автор - Сергей Патраманский) и наглядность экранных «вставок». Последние - существенная часть режиссерского решения. Особенно выразительны они в сцене появления на экране результатов интернет-голосования зрителей телешоу «Французская жизнь», участником, а затем и ведущим которого и становится милый друг Дюруа.
Молодой артист Егор Лесников дебютирует в этой роли на сцене «Балтийского дома». Режиссер предоставила ему огромное пространство для игры, ибо почти все три с небольшим часа, что идет спектакль, его Дюруа на сцене. На глазах у зрителей свершается превращение романтически-наивного неофита в прожженного циника. Поначалу его эскапады (особенно в эпизодах телешоу) вызывают смех, но чем дальше, тем чаще возникают паузы, в которых герой обращает свое негодование в монологи, адресуемые залу, которому уже нелегко смеяться, ибо разрушение нравственности - процесс не из приятных.
Финальный триумф главного героя в присутствии всех соучастников его карьеры выглядит как злая насмешка. В атмосфере поздравлений, пожатий рук и похлопываний по плечу повисает вопрос: «Жорж, ты счастлив?!». И нет у него ответа, а есть лишь надсадная истерика в окружении собственных огромных портретов, которые должны сопровождать предвыборную кампанию. Нынешнюю партию милый друг, похоже, выиграл, но ценой какого бесстыдства...
Комментарии