Не исчезающая память

В Петербурге прошла серия концертов, посвященных Дню освобождения Ленинграда от блокады и памяти о холокосте. Среди них - «Желтые звезды» в Большом зале Филармонии и премьера монооперы «Дневник Анны Франк» Григория Фрида в Концертном зале Мариинского театра.

Не исчезающая память | Чулпан Хаматова и Полина Осетинская на сцене Большого зала Филармонии в концерте «Желтые звезды». <br>ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

Чулпан Хаматова и Полина Осетинская на сцене Большого зала Филармонии в концерте «Желтые звезды».
ФОТО предоставлено пресс-службой Филармонии

Автором проекта «Желтые звезды» выступил Вячеслав Зильберборд, по чьей инициативе был создан в нашем городе международный скрипичный фестиваль. Появившись как часть этого фестиваля, «Желтые звезды» стали мощным мемориальным событием. Программа концерта и состав участников настраивали на нечто уникальное, где малое сочеталось с большим, камерное - с монументальным. Рядом с «главами» из «Детского альбома» Чайковского в исполнении Полины Осетинской значилась Девятая симфония Шостаковича, а резонировали им «Легенда» Венявского, где солировал 9-летний скрипач Александр Кулицкий, и «Ночные молитвы» из цикла «Жизнь без Рождества» Гии Канчели. В центре же этой сложной композиции стояли отрывки из воспоминаний Маши Рольникайте, опубликованных в «Детской книге войны. Дневники 1941 - 1945 гг.» в исполнении Чулпан Хаматовой. Режиссером действа выступил Валерий Галендеев, а свет поставил Глеб Фильштинский.

«Ночные молитвы» Канчели в исполнении Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Владимира Альтшулера открыли концерт. Авторский жанр сочетает струнный оркестр с записью на магнитофонной ленте и солирующим кларнетистом. Нескончаемая тема-плач-размышление одинокого кларнета великолепного солиста Юлиана Милкиса была в центре внимания слушателей. Зал погрузился во тьму, из которой доносились «архивные» голоса с магнитофонной ленты, лампочки на пультах мерцали, как свечи, и публика чувствовала себя частью этого моления о мире...

...Мариинский театр в минувшие выходные представил мемориальный триптих. Была исполнена уже звучавшая на сцене Концертного зала опера Кирилла Молчанова по одноименной повести Бориса Васильева «Зори здесь тихие» и концерт из песен военных лет. А в центре вечера была премьера, хоть и поставленная здесь почти через полвека после написания, - моноопера Григория Фрида «Дневник Анны Франк».

Оперу, написанную композитором-евреем на основе дневника еврейской девочки, признанного одной из ста главных книг XX века, в годы брежневского застоя на родине ожидала незавидная судьба. Да и сам композитор, сочиняя «Дневник» в 1969 году, особых иллюзий не испытывал. «Дневник» был впервые исполнен под рояль певицей Надеждой Юреневой в 1972-м в Москве в скромном зале Союза композиторов. При жизни Фрида «Дневник» так и не дождался постановки в главных театрах нашей страны. Но опера стала необычайно популярна в США, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции, Ирландии, Чехии, Словении и даже в Таиланде... В 2012 году, незадолго до смерти Фрида, популярный профессиональный сайт назвал «Дневник Анны Франк» самым исполняемым в мире оперным сочинением ныне живущего композитора за последние 5 лет.

И вот впервые оперу поставили и в Мариинском театре. Первыми на премьере на сцену вышли генеральные консулы двух государств, для которых холокост стал поворотной точкой в истории, - Федеративной Республики Германии и Израиля. Сам факт того, что потомки жертв и палачей оказались на одной сцене, пусть и 72 года спустя, задал высокую ноту предстоящему спектаклю. Ее подхватила пронзительная музыка Григория Фрида. Кадры кинохроники сменились трагедией одного человека - Отто Франка, отца Анны, единственного выжившего представителя этой семьи и издателя дневника. Пространство на экране сжималось: от переделанной карты мира до маленького чердачного окошка на Принсенграхт, до которого на целых два года сжался внешний мир для 13-летней Анны.

Скупые декорации, минималистичный реквизит, застывший видеоряд - то же окошко, в котором двигаются только облака (автором сценического оформления выступил режиссер этой постановки Мстислав Пентковский)... В моноопере ничто не должно отвлекать от главного. Спектакль стал актерской победой солистки Академии молодых певцов Мариинского театра Натальи Павловой. От первого до последнего такта она держала внимание тысячного зала, внутренне «вырастая» на глазах у зрителей от беспечной школьницы-болтушки до осмыслившей и принявшей свою трагическую участь взрослой девушки. Певицу поддерживал лишь небольшой инструментальный ансамбль под управлением Заурбека Гугкаева. Для него партитура Фрида тоже стала редкой удачей, дирижер чутко следовал всем тонкостям этой по-хорошему современной академической музыки, очень достойной представительницы советского симфонизма 1960-х.

Музыка Фрида, как и сочинения его старших и младших соотечественников, мало исполнявшиеся в советское время и невостребованные после смены исторических эпох, еще ждет своего открытия на родине. И для нового поколения меломанов это сочинение стало очередным откровением в ряду многих «советских» шедевров, которые Мариинский театр вернул к жизни.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (5879) от 31.01.2017.


Комментарии