«Спаситель мира» да Винчи: чьих рук дело?

Оскфордский историк и искусствовед, специализирующийся на Леонардо да Винчи, Мэттью Ландрус убежден, что проданная за рекордные $450 млн картина «Спаситель мира» была написана не самим итальянским художником, а его помощником.

«Спаситель мира» да Винчи: чьих рук дело? | Фото Isabel Infantes FA Bobo PIXELL PA Images/ТАСС

Фото Isabel Infantes FA Bobo PIXELL PA Images/ТАСС

Как сообщила The Guardian, по мнению эксперта, настоящим автором полотна являлся ученик и помощник да Винчи - Бернардино Луини, чьи работы обычно уходят с молотка менее чем за $1 млн. Он уточняет, что Леонардо все же работал над картиной, но его кисти принадлежит 5 - 20% шедевра.

«Это картина авторства Луини. Если изучить картины разных учеников Леонардо, можно узнать в «Спасителе мира» руку Луини», - считает Ландрус.

Полотно было продано в ноябре на аукционе Christie,s, его представляли как одну из работ да Винчи, которых в мире насчитывается менее 20. Шедевр был приобретен саудовским принцем за $450 млн. Как ожидается, в сентябре его покажут в недавно созданном музее искусств «Лувр в Абу-Даби». В 2019 году полотно будет выставляться в парижском Лувре.

Ранее несколько экспертов подтвердили авторство да Винчи, но все же у некоторых ведущих специалистов оставались сомнения. Так, историк из университета Лейпцига Франк Цоллер полагает, что «Спаситель мира» является продуктом мастерской Леонардо или же вовсе был написан позднее. Специалист по искусству Ренессанса Чарльз Хоуп также считает, что это полотно «выглядит довольно необычно» для Леонардо.

Источники The Guardian сообщают, что и у искусствоведов Лувра также есть вопросы по авторству работы. Глава отдела итальянского искусства XVI века и один из кураторов выставки Леонардо отказался комментировать предположение о принадлежности картины кисти ученика да Винчи. В 1900 году, когда «Спасителя мира» приобрел сэр Чарльз Робинсон, ее уже относили к работам Луини.

#искусство #Леонардо да Винчи #картины

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142 (6251) от 07.08.2018 под заголовком «Не Леонардо, а Луини».

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры
16 Мая 2018

Михаил Пиотровский рассказал о «дороге жизни» для культуры

Директор Эрмитажа - о выставке Ильи и Эмилии Кабаковых, текущих проектах музея и о преодолении мировых проблем с помощью культуры.

 Пространство держат музеи и церковь
02 Августа 2017

Пространство держат музеи и церковь

Один из лозунгов мирового музейного сообщества — сохранность и доступность наследия. Это касается всех. Памятники культуры должны быть доступны.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Искусство под дождем
30 Июня 2017

Искусство под дождем

Утеплиться, взять с собой зонтик, дождевик, плед, раскладной стульчик, что-нибудь согревающее в термосе. И вперед: туда, «где море огней».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

  Есть вещи, над которыми не шутят
04 Февраля 2015

Есть вещи, над которыми не шутят

Главное наблюдение последних месяцев – общая девальвация. В частности, девальвация вкуса. Ее символ – фигура Гулливера на Большой Морской.