Не крема, граждане, а кремы!

Милое дело – отвечать на простые точно сформулированные вопросы: «А вот как правильно – крема или кремы?». Словарь – в руки, и ответ готов: «Кремы, не рекоменд. крема». Но за курсивом явно скрывается какая-то история раздражающей многих формы множественного числа.

Не крема, граждане, а кремы! |

Еще Корней Иванович Чуковский в книге «Живой как жизнь» с возмущением писал о формах на -а(-я): договора, бухгалтера, катера, тополя, лагеря, в которых ему слышалось «что-то залихватское, бесшабашное, забубенное, ухарское». Но, возмущаясь, автор одной из лучших книг о русском языке понимал и объяснял своим единомышленникам, что «на протяжении столетия (книга написана в 1967 году. – М. С.) происходит какой-то безостановочный стихийный процесс замены безударного окончания -ы(-и) сильно акцентированным окончанием -а(-я)». Вглядываясь в этот процесс, Чуковский напоминал, что более ста лет назад еще говорили и писали: домы, докторы, учители, профессоры, слесари, юнкеры, флигели... А потом охотно заменили их новыми формами: дома, учителя, профессора и т. д.

В поисках утешения вспомнил Корней Иванович и о том, что еще Ломоносов двести лет тому назад утверждал: русские люди предпочитают «а» «скучной букве» «и» в окончаниях слов: облака, острова, леса вместо облаки, островы, лесы. В подтверждение мысли первого нашего филолога вспомним Высоцкого: «Мы говорим не «штормы», а «шторма» – //Слова выходят коротки и смачны.// «Ветра» – не «ветры» сводят нас с ума,//Из палуб выкорчевывая мачты».

Всезнающий Дитмар Эльяшевич Розенталь написал, что для современного языка «продуктивно образование форм на -а(-я)». Такой форме соответствует большинство односложных слов: бег – бега, дом – дома, снег – снега и слова, имеющие в единственном числе ударение на первом слоге: вечер – вечера, катер – катера, парус – паруса. Две формы множественного числа сейчас разграничиваются стилистически: форма на -ы(-и) более характерна для книжной, преимущественно письменной, речи, а на -а(-я) часто встречается в речи устно-разговорной или профессиональной.

В книгах, действие которых происходит в XIX веке, нам обязательно встретится форма «профессоры». Например, в тыняновском «Пушкине» Сперанский «рекомендовал в профессоры молодого ученого геттингенца» – читателям понятно, что речь идет о Куницыне. А в то самое время, когда Куницын доучивал первых лицеистов, героиня комедии Грибоедова возмущалась другим учебным заведением, где «упражняются в расколах и безверьи//Профессоры!!». Обратившись к Национальному корпусу русского языка, нетрудно увидеть, как после 1917 года «дореволюционные профессоры» сменились соответствующими новой эпохе «профессорами».

Точно так же и некогда почитаемые «учители» стали простыми «учителями». Форма «учители» отмечается в Национальном корпусе в основном в текстах XVIII и начала XIX века, например в «Недоросле» – «Митрофанушкины учители», «скоро и учители придут». А еще в многочисленных религиозных текстах: «Отцы и учители Церкви». В современной литературе эта старая форма если изредка и появляется, то с легким ироническим оттенком, как у

А. Варламова: «Нечего было в писатели, учители жизни лезть...».

В некоторых случаях, как правило, связанных с омонимией в единственном числе, окончания зависят от значения. Так, недосмотры в работе – «пропуски», а документы – «пропуска»; общественно-политические группировки – «лагери», а «лагеря» – это военные, детские, туристические и т. п. учреждения; в искусстве – «образы», но иконы – «образа». Нормативная форма «крендели» меняется на «кренделя» только в выражении «кренделя ногами выписывать (или выделывать)».

Возвращаясь к началу, к простым по видимости вопросам, советую все же запомнить самые общеупотребительные слова, нормативно оканчивающиеся на -ы(-и): инженеры, шоферы, бухгалтеры, инспекторы, инструкторы, слесари, токари, договоры, госпитали – и кремы, разумеется. Что же касается разговорного и профессионального просторечия, оставим его на совести тех, кто это себе позволяет.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (5672) от 31.03.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...