Не ищите в Крыму Атлантиду

Крым не только выход к морю и обладающая прекрасным потенциалом здравница. Это средоточие археологических памятников мирового уровня. Главный хранитель Эрмитажа Светлана Адаксина, специалист в области средневековой археологии Крыма, с 1989 года возглавляет Южно-Крымскую археологическую экспедицию музея. О том, каким был нынешний летний сезон для археологов, ведущих раскопки в Крыму, и о том, почему музейное сообщество волнует судьба заповедника «Херсонес», Светлана АДАКСИНА рассказала нашему корреспонденту.

Не ищите в Крыму Атлантиду  | ФОТО krugloff/shutterstock.com

ФОТО krugloff/shutterstock.com

– Светлана Борисовна, чем Херсонес так притягателен для археологов? Почему вокруг него бушуют страсти?

– Херсонес – потрясающий археологический памятник, там прослеживается история существования города с античных времен. В комплекс входят городище и сельскохозяйственная округа, так называемая хора, где были виноградники, усадьбы.

Херсонес занимает очень большую территорию с памятниками хорошей сохранности. Здесь можно раскопать целый средневековый византийский дом, стоящий на кладках античного времени, с амфорами, монетами и другими находками. Частично сохранилась культовая архитектура. Многослойный пирог со слоями пожаров, обживания и запустения...

Мощным городом Херсонес был в византийские времена, когда христианство стало наступать на различные территории. Неспроста он был выбран местом, где крестился князь Владимир. В советское время Херсонес был памятником федерального значения.


– Кроме того, это известный музей?

– Музей-заповедник «Херсонес Таврический» – крупный научный центр юга России. Там работают больше шестидесяти научных сотрудников разных направлений, есть прекрасная античная и средневековая экспозиция с первоклассными вещами, широко известными в научном мире. Специалисты стремятся в Херсонес, чтобы посмотреть там хрестоматийную керамику и другие знаменитые находки.

Два года назад заповедник (городище и хора) вошел в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Чтобы остаться в этом списке, нужно соблюдать строгие правила – нельзя застраивать территорию, что-то изменять. Инспекторы ЮНЕСКО наблюдают за состоянием таких объектов.

Летом прошлого года, когда наш президент был в Крыму и встречался с представителями учреждений культуры, он дал поручение Министерству культуры подготовить документы о включении Херсонеса в список федеральных объектов, таких как Эрмитаж, Кремль, Петергоф... Год прошел, документы так и не были оформлены.


– Тем временем местные власти по своему усмотрению пытались решить судьбу Херсонеса?

– В декабре прошлого года приказом губернатора Севастополя его включили в объединенный музей, куда входили Панорама, историческое кладбище, бульвары... В списке из пятнадцати пунктов где-то в середине, ближе к концу, числился Херсонес. Он терял юридический статус самостоятельного учреждения, а это немыслимо для объекта ЮНЕСКО. Поднялась волна протестов, музейное сообщество заняло решительную позицию. Через месяц решение губернатора было отменено. Все опять стали ждать, когда заповедник станет федеральным. К нынешнему лету этого не произошло, и городские власти еще раз попытались повлиять на непокорный заповедник.


– Они назначили нового директора?

– Неожиданно, без всякого предупреждения приказом губернатора был снят директор, пять месяцев к этому моменту исполнявший обязанности. Вместо него был назначен отец Сергий Халюта, протоиерей Владимирского собора.


– И разгорелся конфликт?

– Он начался еще раньше, когда церковь решила замостить плиткой территории, на которых находятся фундаменты самых ранних храмов Херсонеса. Они отмечены на поверхности земли, в любой момент можно начать раскопки, посмотреть, какого времени строения. Служители церкви решили, что территорию нужно благоустроить. Если замостить, будет красиво. Не спросив разрешения у комитета по культуре, местного КГИОП, начали работы, завезли грузовики со стройматериалами. Заповедник «встал на дыбы». Тогда и разгорелся конфликт, в результате которого в кресле директора заповедника оказался протоиерей. Возможно, он прекрасный священнослужитель, паства его обожает. Но, как мне кажется, ему пришлось бы вступить в противоречие с самим собой. Потому что, с одной стороны, он обязан блюсти церковные интересы, с другой – интересы светского учреждения, где надо платить зарплату сотрудникам, вывозить мусор, обеспечивать экскурсионное обслуживание, заниматься реставрацией, выяснять, что копают археологические экспедиции... Заповеднику принадлежит больше 400 гектаров земли, огромная территория на берегу моря. Там происходит эрозия почвы, приходится укреплять берег...

Музейщики поднялись единым фронтом. В Интернете появилось письмо, что они готовы обратиться в ЮНЕСКО с просьбой защитить заповедник.

Российское музейное сообщество не осталось в стороне.

В Херсонес приехал министр культуры, я присутствовала на его встрече с сотрудниками музея. Министр объявил, что отец Сергий добровольно отказался от занимаемой должности, исполняющим обязанности назначена заместитель директора по науке Лариса Васильевна Седикова. Это человек, всю жизнь проработавший в заповеднике, ученый, исследователь международного уровня. Лучший вариант из всех, что можно было придумать.


– Что все-таки происходит со статусом заповедника ?

– В первых числах сентября в Интернете на сайте правительства появился указ, подписанный Д. А. Медведевым, о том, что территория заповедника переходит в федеральное подчинение. Министерству культуры предписано оформить необходимые документы.


– Археологи Эрмитажа работают в Херсонесе?

– Работы возобновились с прошлого года. Их начинали еще во времена Императорской археологической комиссии, раскопки продолжались в советское время, потом был перерыв по причинам, не связанным с политикой. Год назад наши молодые исследователи продолжили раскоп на участке, закрепленном за Эрмитажем более двадцати лет назад.

В первый же день работы с экспедицией произошла детективная история. Поскольку участок давно никто не копал, он зарос кустарником. Когда кустарник стали вырубать и расчищать стены средневековых домов, стоящие на античных фундаментах, обнаружили «клад» – мобильные телефоны, кошельки, сумки... Видимо, воры, которые грабили отдыхающих на пляже, прятали там добычу. Первый рабочий день археологов начался с того, что они давали показания в милиции.


– Херсонес не единственное место в Крыму, где ведут раскопки археологи Эрмитажа?

– У Эрмитажа в Крыму семь экспедиций. С советского времени, несмотря на отделение Украины и возникавшие периодически проблемы, мы не сократили там наше присутствие, а даже увеличили. Две экспедиции музея уже более семидесяти лет работают в Керчи на раскопках двух античных городов Мирмекия и Нимфея.

Подводными раскопками занимается экспедиция на городище Акра между Керчью и Феодосией. С чьей-то легкой руки это место стали называть крымской Атлантидой. В прессе возникла шумиха, нам пришлось давать интервью, объясняя, что название условное. Часть античных прибрежных городов под водой – довольно распространенное явление. Происходят геологические подвижки, берег рушится или море наступает, часть античных памятников оказывается под водой.

Эрмитажная экспедиция есть также в городе Старый Крым. Это городище Солхат – столица наместничества Золотой Орды в Крыму. Еще одна экспедиция занимается раскопками средневековой крепости в Судаке.


– Вы возглавляете экспедицию, которая последние тринадцать лет работает в Балаклаве на раскопках генуэзской крепости Чембало. В этом сезоне были интересные находки?

– Год назад мы раскопали небольшой храм. Он был построен, по-видимому, в XIV веке. Потом разрушен и еще раз перестроен. Он даже зафиксирован на карте XVIII века. Его восстанавливали, видимо, после Крымской войны. В слое разрушения мы обнаружили много камней с армянскими надписями. По всей видимости, их использовали как строительный материал. В начале этого сезона мы нашли очень красивую плиту из белого мрамора с армянской надписью.

Предыдущие десять лет мы искали, откуда происходит наша, уже ставшая знаменитой, фреска с изображением Богоматери, которая была закопана у ворот крепости. По всей видимости, она из этого храма, потому что мы нашли в нем фрагменты аналогичной фрески. Теперь, видимо, будем искать, из какого строения плиты с армянскими надписями. Совершенно очевидно, что они с этой же территории.

Была еще одна любопытная находка. Видимо, в Средние века кто-то потерял кошелек с монетами. Мы обнаружили лежавшие горкой 23 серебряные монеты хорошей сохранности прямо на плитах вымостки перед храмом.

В числе других находок много керамики, битой черепицы, которая упала с крыши во время сильного землетрясения, возможно, сильнейшего ялтинского землетрясения 1927 года.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5554) от 29.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?