«Золотой софит»-2018: итоги главной театральной премии Петербурга
На сцене ТЮЗа прошла 24-я церемония вручения Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Фото: pxhere.com
Номинантов было как никогда много. Притом что сезон-2017/18 не запомнился какими-то грандиозными театральными свершениями. Скорее - наоборот. На вопросы: «Куда пойти? Что непременно посмотреть?» - чаще всего приходилось отвечать уклончиво, поскольку проходных, невнятных и необязательных постановок было предостаточно. Балетные критики практически единодушно признают провальными большинство новых работ. В драме немало досадных разочарований принесли премьеры главных театров города. И все же в лонг-лист «Софита» попало почти тридцать спектаклей разных жанров и форматов и несколько десятков актеров, режиссеров, художников.
Чувствуется в этом некое противоречие... Премия все-таки профессиональная, лучшие из лучших избираются тайным голосованием. Однако порой кажется, что выбирать особенно не из чего. В начале церемонии корифеи петербургской сцены, блеснув вокалом, прекрасно исполнили песню-пролог на стихи Вадима Жука, заверив, что «все выше и выше критерий». Валерий Никитенко вкрадчивым голосом призывал «не думать о софитах свысока». В то же время двусмысленно прозвучали строки о том, что «высоким пламенем горит наша театральная культура»...
Горит - это, может быть, сильно сказано, но элементы вялого тления все же присутствуют. Печатью усталости отмечены даже самые авангардные постановки вроде «Гамлета» Юрия Бутусова или «Оптимистической трагедии» Виктора Рыжакова.
Похоже, что мастера режиссуры собирают спектакли из уже сто раз использованных старых кирпичей. У кого-то получается кривой сарайчик, у кого-то - затейливое, в стиле хайтек, но непригодное для жилья сооружение. В ход идут режиссерские и сценографические штампы (свои и чужие), популярные песенки. И, что самое печальное, в качестве стройматериала используются артисты, достойные лучшей участи. Театр по природе своей - искусство коллективное, замешанное на актерском творчестве. Никакой видеоарт живого общения людей не заменит. Впрочем, быть может, мои представления о театре устарели и для успеха достаточно эффектных трюков, а содержание ни к чему?..
Хороших артистов у нас гораздо больше, чем премий. И больше, чем спектаклей. В иной вроде бы и внимания не заслуживающей постановке блеснет такой бриллиантик, что Бродвей с Голливудом просто отдыхают. Но оттого ли, что режиссерская работа не задалась или драматургия подвела, остается артист незамеченным или неотмеченным... Актеры и на нынешней церемонии предстали как главные действующие лица петербургской сцены. Им достались и цветы, и аплодисменты, и ликование зала. Больше всех, кажется, рукоплескали Ирине Соколовой и Николаю Иванову. Несравненная Ирина Леонидовна между тем вспомнила, как в пору тюзовских дебютов ее пытались отнести к разряду «театрального горошка», но, как выяснилось, не того она калибра! А Николай Николаевич посетовал, что получает награду «по совокупности», а мечтал - хоть за какую-нибудь отдельную роль... Такие роли у него и в ТЮЗе, и в Театре на Васильевском, разумеется, были. Но «Софиты» проскальзывали мимо.
Заслуга «Золотого софита» номер 24 в том, что на скучноватом фоне, наверное, даже не узкотеатрального, а общекультурного застоя он все же обнаружил и высветил наиболее перспективные объекты.
Надо ли удивляться, что три статуэтки достались «Зазеркалью»? Театр мог бы и больше завоевать, ибо соревновался сам с собой: жюри выбирало между «Царской невестой» и «Кармен». Этот уже не совсем детский коллектив постоянно в поиске новых форм, репертуара, голосов. Да еще и подпитывает мировую сцену: среди солистов, ставших оперными звездами, немало воспитанников «гнезда» Александра Петрова и Павла Бубельникова.
Знатоков не удивил и успех Яны Туминой, чьи неформатные, негосударственные и нестандартные спектакли тоже соревновались друг с другом. Победила «Комната Герды» (совместная работа с театром «Особняк»), в которой, как в человеке, о котором мечтал Чехов, все прекрасно - и авторская фантазия, и режиссура, и актерская работа похожей на фею Алисы Олейник, и пространство, сочиненное художником Кирой Камалидиновой.
Удивительной гармонией покорил театр «Кукольный формат». Его истинно петербургский спектакль «Птифуры» собрал всевозможные призы в кукольных номинациях. Анна Викторова к тому же удостоилась комплиментов от главы питерских сценографов Эдуарда Кочергина, известного нелицеприятностью суждений.
Похоже, в соревновании за симпатии коллег и зрителей чаще выигрывают не академические гиганты, а маленькие, независимые и гордые птички.
Конечно, Театр им. В. Ф. Комиссаржевской к «горошку» никак не отнесешь, однако его успехи последних сезонов связаны все-таки с камерными постановками. Даже опираясь на высокую литературу и касаясь масштабных тем, театр избегает пафоса и сохраняет легкое дыхание. Недаром триумфатором сезона оказался «Мизантроп» Мольера в постановке Григория Дитятковского. Он получил награды и за лучшую режиссуру, и как лучший спектакль, и за костюмы (Владимир Фирер и еще два «Софита» домой унес - как лучший сценограф музыкального и драматического театра). Лучшей актрисой года назвали Евгению Игумнову, чья Селимена стала камертоном этого спектакля, заставляющего задуматься о природе любви и ненависти.
Впрочем, если бы на церемонии вручали приз за красоту и элегантность, он тоже достался бы Игумновой. Хотя и на сцене, и в зале было немало прекрасных дам и неотразимых джентльменов. В этой «номинации» петербургский театр московскому не уступит. Остальные бы параметры подтянуть...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 203 (6312) от 31.10.2018 под заголовком «Не думай о софитах свысока».
Комментарии