Не расставаясь с Данте. В залах Петербургского союза художников открылась выставка Натальи Мандельштам
Она приурочена к юбилею автора (12+). Основной темой выставки стали крупноформатные рисунки, посвященные произведениям Данте.
На темы XXIV песни «Чистилища»./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
После Боттичелли, Доре и Дали редкий художник отваживается иллюстрировать знаменитого классика средневековой литературы. Впрочем, Мандельштам и не считает свою работу иллюстрациями. Тем более что издавать их вместе с текстами Данте не планирует. Скорее, это фантазии на темы «Божественной комедии» и других произведений.
Наталья Мандельштам рассказала, что уже в пять лет твердо решила стать художницей. Дочь военного, она часто переезжала с места на место, все детство провела в Закавказье с его яркими красками. «До сих пор у меня в глазах весенние красные маки», — говорит художница. Как‑то ей досталась репродукция «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова из журнала «Огонек». Наталья свернула ее в несколько раз и носила в кармане, каждый день разглядывая картинку, пока бумага не протерлась до дыр. Потом были Московское художественно-промышленное училище и Мухинское училище в Ленинграде. Учась на втором курсе, она случайно увидела в книжном магазине на Литейном проспекте томик произведений Данте. Купила его, вспомнив слова одного из персонажей Бернарда Шоу: «Я живу поэзией Данте». И с тех пор стала его читать.
Мандельштам получила диплом художника по тканям. Первой крупной работой стал задник на геральдические темы для сцены в одном из домов культуры Сургута. Это был батик общей площадью 200 квадратных метров. Потом к Олимпиаде-80 Мандельштам создавала в ленинградском ресторане для гостей соревнований занавески на темы скульптур Летнего сада. Придя через несколько недель посмотреть на свою работу, увидела в ней дырку от окурка. «С тех пор занимаюсь только рисунками и картинами», — сообщила художница. За несколько лет было создано много работ на темы Данте. Некоторые разошлись по частным коллекциям в разных странах.
В 2002 году в отсутствие художницы в ее мастерской случился пожар, который уничтожил десять больших рисунков к «Божественной комедии» и другие работы. «Долго не могла взять в руки ни кисть, ни карандаш, — признается Мандельштам, — стихи стала сочинять, что довольно смело для моей фамилии». Впрочем, родство с Осипом Эмильевичем — косвенное. Она носит фамилию мужа, который приходится поэту если и родственником, то очень дальним. Несколько работ уцелели, они были свернуты в рулон и хранились в помещении, куда огонь не добрался. Некоторые, например, к песне XXIV «Чистилища», представлены на нынешней выставке. Ее дополнят ранний автопортрет и портрет сына, а также новые рисунки по мотивам Данте и по впечатлениям от поездок в Индию.
Выставка работает по 22 сентября.
Читайте также:
В Музее искусства Петербурга ХХ — XXI веков открыта выставка «Жизнь в раю»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (7751) от 18.09.2024 под заголовком «Не расставаясь с Данте».
Комментарии