Не предлагайте грифонам деньги. Какие изменения ждут Музей городской скульптуры
Петербург традиционно входит в список самых привлекательных для путешествий городов. Людей манят строгая красота архитектурных ансамблей, особая атмосфера, в которой важную роль играет монументальное убранство. Главные памятники Петербурга знамениты, узнаваемы, давно стали его визитной карточкой. За их здоровье и благополучие отвечает Музей городской скульптуры. О новостях в жизни музея обозреватель Людмила ЛЕУССКАЯ беседует с его директором Владимиром ТИМОФЕЕВЫМ.
ФОТО Википедии / Peterburg23 / CC BY 3.0
– Владимир Николаевич, как вы оцениваете этот сезон? Что удалось сделать?
– Сезон довольно плодотворный, потому что нам выдали хорошие средства. Реставрируется памятник Петру перед Летним домиком на Петроградской стороне. Завершается реставрация памятника Ленину в Кронштадте. Предстоят работы по фонтану «Грот» на Пулковском шоссе, нескольким памятникам в Некрополе.
Скоро начнем реставрировать «Медный всадник». Он обследован, есть проектно-сметная документация, КГИОП дал разрешение на реставрацию. Проведены конкурсные процедуры. Сейчас идет процесс согласований на разрешение работ.
– Можно сказать, насколько сложной будет реставрация?
– Фигура Петра в хорошем состоянии. Только в складках ткани, там, где сложный рельеф, намечается бронзовая болезнь. Это излечимо. Самые большие проблемы с камнем. Это не монолит. Раньше части были пригнаны друг к другу так, что производили впечатление монолита. Сейчас они разошлись. Их надо выровнять, подтянуть, сделать свинцовые прокладки, чтобы не было видно швов.
Требуется переборка гранитной площадки вокруг памятника. Она покосилась, из-за разного уровня скапливается вода. Надо каждый камешек пронумеровать, площадку разобрать и собрать снова.
– Деньги дали под предстоящий в следующем году юбилей Петра. Сроки поджимают?
– Да, до конца года постараемся сделать. Не исключено, немного уйдем в зиму.
– Реставрация памятника Николаю I на Исаакиевской площади подходит к финалу?
– Уже разбирают леса. Когда их разберут, установят на место ограду. Она отреставрирована, находится в фондах, как и фонари, которые много лет выполняли чисто декоративную функцию. Еще в 1990-е годы они вышли из строя. Горожане интересовались, почему фонари не горят. Надо подвести к ним кабели, чтобы было освещение. В октябре – начале ноября работы должны завершиться.
– В этом году музей получил помещение в центре города на Невском, 19. Что сейчас там происходит?
– Мы начали с того, что отреставрировали фасад первого этажа. Он был покрыт граффити. В этом помещении был магазин, осталось много гипсокартонных перегородок. Коммуникации – фановые трубы, теплотрасса проржавели. Вывезли десять машин мусора и металла. Это
Невский, машинам стоять нельзя. Вывозили ночью. Заключаем договоры с «Ленэнерго», «Водоканалом» на эксплуатацию помещений.
В окнах на втором этаже разместим плакаты с видами памятников города и надписью – Музей городской скульптуры. Чтобы все знали, что мы туда заселились и начинаем работать.
– Как это помещение можно использовать?
– Думаю, как выставочное пространство в центре города. Напротив находится филиал библиотеки Маяковского, уже есть наметки совместных проектов. Разрабатывается концепция использования зала и одновременно проектно-сметная документация на ремонт. Деньги будут выделены в следующем году. Пока обходимся собственными сэкономленными средствами.
– Архитектурный ансамбль «Уткина дача» достался музею в плачевном состоянии. Реставрация идет не первый год, что уже сделано? Когда должны завершиться работы?
– Проложена теплотрасса, устанавливается котельная. Есть вероятность, что зимой здание будет с теплом. Построена электроподстанция, кабели подведены к зданию. В служебном корпусе отреставрирован фасад со стороны двора, укреплен фундамент, установлены двери и окна. Проходит конкурс на восстановление металлического декора – красивых козырьков, балконов, установку дверей и окон самой дачи.
Работы идут. Срок окончания – 31 декабря 2024 года. Как сложится, трудно сказать. Все зависит от финансирования. Из-за пандемии в прошлом году работы приостанавливались.
– Что планирует музей разместить в Уткиной даче?
– Экспозицию, посвященную истории Уткиной дачи, центр по работе с детьми. В служебном корпусе будет открытое фондохранилище. Есть место и для выставочного пространства, реставрационных мастерских, приема посетителей: касс, гардероба, буфета...
Собирались сделать экспозицию по истории монументальной скульптуры, но, скорее всего, изменим концепцию. Она только что открылась в нашем новом выставочном зале.
– Год назад во время пандемии в городе было немноголюдно, памятники отдыхали. Этим летом много туристов, памятники не страдают?
– Эта беда растет в арифметической прогрессии. Петру у Михайловского замка до блеска натирают ноги.
Не так давно открыли после реставрации Банковский мост. Он периодически переживает акты вандализма. Появляются надписи, позолоту почти всю содрали. Отреставрированную, герметически закрытую, зашпаклеванную и покрашенную лапу грифона расковыряли, пытаясь запихнуть монеты.
Показательный пример. Реставраторы устраняли на Банковском мосту следы вандализма. Не успели уехать, подошла экскурсионная группа, дама пожелала сфотографироваться верхом на грифоне. В ответ на замечание сказала, что приехала на автобусе, заплатила деньги за экскурсию, может фотографироваться, где хочет.
Раньше приезжие старались перенять лучшее, что есть в городе, влиться в среду. Теперь люди приезжают со своими законами, привычками.
Доступных источников информации много, но уровень неосведомленности удивляет. Одно из популярных массовых изданий сообщает, что памятник Пушкину в военное время не был укрыт, но не пострадал. Только не заметили, что он открыт был в 1957 году. А недавно у нас в Некрополе искали могилу Троцкого...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7001) от 02.09.2021 под заголовком «Не предлагайте грифонам деньги».
Комментарии