Не подвержено стихиям вод: в Музее Пролетарского завода собрано немало уникальных экспонатов

Нынешняя улица Крупской когда‑то отделяла село Смоленское от соседнего села Михаила Архангела. Его «градообразующим» предприятием был Александровский чугунолитейный завод — нынешний Пролетарский. Сегодня этот старожил Невского района входит в состав ОСК — крупнейшей в России судостроительной корпорации. Его профиль — судовое и энергетическое машиностроение.

Не подвержено стихиям вод: в Музее Пролетарского завода собрано немало уникальных экспонатов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— В будущем году исполняется двести лет, как предприятие здесь обосновалось, — говорит директор заводского музея Полина Кривская. — Но начинался завод гораздо раньше, чем его перенесли сюда из южных предместий Петербурга после знаменитого наводнения 1824 года. Император Александр I повелел тогда найти место, как указывалось в документе, «не подверженное стихиям вод». Завод пере­ехал вместе с рабочими. Даже частные бревенчатые дома перевозили по Неве…

В 1825 году завод начали строить на новом месте, а пущен он был 7 сентября 1826 года, о чем сообщалось в «Горном журнале». В декабре того же года предприятие по повелению Николая I назвали Александровским — в честь Александра I.

— В нашем музее — «биографии» многих петербургских памятников, ведь завод изготавливал монументальный декор для столицы — например, украшения арки Главного штаба, решетку у Смольного собора, монументы, символизирующие мощь Российского государства, — рассказывает Кривская. — И не только для нашего города здесь создавались памятники. К примеру, на заводе изготавливали островерхие обелиски в честь Отечественной войны 1812 года. Почти все они были снесены после революции, впоследствии некоторые восстановили. Оригинальный памятник сохранился только один — в Смоленске.

В летописи предприятия немало страниц, позволяющих гордиться отечественной индустриальной историей. К примеру, именно здесь был построен первый российский магистральный паровоз.

Среди экспонатов музея неизменно вызывает интерес и модель первой в России цельнометаллической подводной лодки, сконструированной военным инженер-генералом Карлом Шильдером. Над корпусом — две башни, руль в виде рыбьего хвоста, на носу нечто вроде острого копья. Строительство субмарины осуществлялось на судоверфи Александровского завода с марта по май 1834 года. Во время испытаний судна, проходивших в присутствии императора Николая I, с него впервые в мировой истории был совершен ракетный залп из‑под воды. Произошло это на Неве — на сороковой версте Шлиссельбургской дороги.

Завод оказал важнейшее влияние и на облик местности. Для того чтобы суда могли из Невы пройти в бассейн на территорию предприятия и обратно, когда‑то здесь существовал специальный канал длиной 320 метров, а через него по Шлиссельбургскому проспекту был перекинут разводной мост. Часть работников предприятия были, между прочим, выходцами из Северных Соединенных Штатов и Британской империи, поэтому у завода имелась англиканская церковь. Иногда ее называли кирхой, поскольку несколько дней в неделю она действовала еще и как лютеранская. Это своеобразное строение сохранилось до наших дней (его адрес — проспект Обуховской Обороны, 129), правда, в перестроенном виде. Долгое время в здании располагался телефонный узел.

А вот заводская церковь во имя святого Михаила Архангела (именно она дала название рабочему селению!), построенная в 1862 году по проекту архитектора Бориса Лорберга и находившаяся на Шлиссельбургском тракте, не сохранилась. Ныне на этом месте находится здание, в котором долгое время размещался ЦНИИ судового машиностроения.

— Мое появление в этом музее, наверное, было как будто бы предопределено свыше, поскольку прошлое этого завода связано с моей семейной историей, — делится Полина Кривская. — Прапрадед моего мужа, старший врач Николаевской железной дороги Александр Иванович Кривский в конце XIX века стал инициатором строительства здания заводской больницы. До этого здесь действовал лазарет, который располагался в барачных постройках.

В архивах мы нашли письма Александра Кривского в управление железной дороги о необходимос­ти постройки новой современной больницы. И она действительно была сооружена (по проекту известного архитектора Льва Шишко) и, по меркам того времени, прекрасно оборудована.

В этой больнице получали лечебную помощь не только сотрудники завода и работники Николаевской железной дороги, но и местные жители. Кстати, многие из них даже появились на свет в этом медицинском заведении, которое располагало родильным отделением. Здание до сих пор сохранилось на улице Бабушкина, сегодня его занимает военное ведомство.

— В нашем семейном архиве сохранились многочисленные фотографии Александра Кривского, ставшего родоначальником врачебной династии. Его сын, Леонид Александрович Кривский, был акушером-гинекологом, профессором, до революции он практиковал некоторое время за Невской заставой, затем работал в акушерском отделении Обуховской больницы, впоследствии преподавал в Государственном институте медицинских знаний. А внук Александра Ивановича, Юрий Леонидович Кривский, будущий профессор Педиатрического института, после окончания университета в 1918 году подрабатывал на Александровском заводе библиотекарем: время было голодное, — поясняет Кривская.

Для Полины Борисовны музей предприятия — дело жизни. Она уже давно выступает с предложением, чтобы в бывшей заводской водонапорной башне, построенной в конце XIX века в готическом стиле по проекту архитектора Генриха Вой­невича и инженера Феликса Ясинского, был устроен музей индустриальной истории Петербурга. Сейчас этот замечательный памятник промышленной архитектуры пус­тует и требует реставрации. Мечта? Вовсе нет, дело вполне реальное. Хороших музеев много не бывает!

Читайте также:

В Государственном мемориальном музее А. В. Суворова проходит выставка «Именной клинок»

В Часовне-музее храма Воскресения Христова открылась выставка «Реквием по храму»


#судостроение #музей #Пролетарский завод

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «Не подвержено стихиям вод».


Комментарии