Не гонки, а катание. На киноэкраны вышел фильм «Жига. На полной скорости»
Спортивное кино России вступило в весенний сезон неожиданным образом, представив вниманию зрителей нечто экстравагантное — дрифт, или дрифтинг. Разумеется, такой смелый ход сразу спровоцировал вопрос: а спорт ли это? Выяснилось, что это вид автомобильного спорта, основанный на прохождении поворотов в заносе. Других наших фильмов на эту тему и не припомнишь.

Кадр из фильм «Жига. На полной скорости»
Фильм получил название «Жига. На полной скорости» (12+) и сразу привлек к себе внимание афишей с именами всенародно любимых актеров Сергея Шакурова и Андрея Соколова. Они призваны были показать старшее поколение дрифтеров, познавших вкус больших побед и потому способных воспитать себе подобных. Забегая вперед, отмечу, что вся картина ставит перед зрителями вопросы и дает ответы на них.
Первым из них стал такой: можно ли поверить в то, что вчерашний танкист Леша в считанные дни превратится в умелого дрифтера? Звезда популярного сериала «Черная весна» Валентин Анциферов четко ответил залу: да, может. Подспорьем тому, конечно, оказался опыт и талант его наставников, но кто бы сомневался, что народные артисты России справятся с такой задачей. К тому же Сергей Шакуров исполнял все трюки сам, отказавшись от какой‑либо страховки, ведь замечательный актер — мастер спорта СССР по акробатике, заслуживший это почетное звание в возрасте 18 лет.
Чтобы окончательно всех убедить, знатокам дрифта из числа зрителей, тестирующим все на достоверность, была подарена встреча со знаменитым гонщиком Аркадием Цареградцевым, многократным победителем различных турниров, который сыграл в фильме самого себя. Правда, уже как организатора заезда, а также судьи и ведущего.
Далее вопросы залу стали куда более сложными. Можно ли соревноваться с «Тойотой», сидя за рулем «Жигулей»? Обычно в таких случаях у зрителей появляется улыбка, однако сценаристы решили уйти от старых шаблонов. Машина дедушки сразу влюбила в себя и внука, и зрителей, поскольку была ослепительно красивой и представляла собой чудо техники. Оставалось лишь подготовить застоявшуюся в гараже «Жигу» к соревнованию.
За происходящее на экране нес ответственность известный автогигант, выступивший партнером кинопроекта. Один из его брендов предоставил для съемок спортивную версию флагманской модели. Параллельно свою лепту в правдоподобие внес звездный оператор фильма знаменитый Сергей Астахов, классик российского кинематографа, который играючи ответил на вопрос, способна ли такая машина превзойти любого соперника на трассе. Сотрудничество с автопроизводителями оказалось ценным не только для обеспечения связи поколений, но и в другом плане, так как модификация старых «Жигулей» в спорткар сегодня может оказаться доступной практически каждому.
Пока на экране творились чудеса, а главный герой готовил себя к подвигу, зритель понемногу любовался… отрицательным персонажем. Роль блогера Шкурного, собравшегося поправить свои пошатнувшиеся дела за счет фальшивой победы на трассе, исполнил популярный актер, между прочим петербуржец, Павел Чинарев, обладающий удивительной способностью превосходить своих положительных оппонентов. Даже проигрывая им. Такова уж сила его отрицательного обаяния. Но главное в умении этого артиста — соответствовать ожиданиям молодежной аудитории. Если Леша-танкист слишком напоминал ангела во плоти, то Шкурный, как говорится, был самым что ни на есть парнем с нашего двора. Вот вам и еще один вопрос с ответом. Соответствовал ли «черный герой» фильма «белому»? Иначе подвиг сил добра в финале мог оказаться не таким уж и впечатляющим. Отвечать не будем, просто скажем спасибо Павлу Чинареву.
Но и не станем закрывать глаза на явные промахи сценаристов и режиссера. Очень уж неуклюже выглядели «подпорки» в виде младшего брата главного героя и двух тренеров сразу. Как будто авторы сценария сомневались в одном из них. Над ролями второго плана вообще не очень‑то потрудились, позабыв к тому же, что насочиняли их значительно больше, чем требовалось. Любовная линия в фильме в лучшем случае вызывает снисходительную усмешку, но спишем это на чрезмерную устремленность к спортивному результату. Порой молодые актеры не лучшим образом играли, что почему‑то устроило режиссера. В то же время стоит подчеркнуть, что все недостатки как бы растворялись в облаках пыли, поднимаемой визжащими колесами. Все настолько увлеклись доказательством, что дрифт — это не гонки, а фигурное катание (цитата из фильма), что невольно принесли в жертву все заветы Станиславского.
Остается последний вопрос. Тот, который следует задать уже не нам, а создателям фильма. Почему накануне и во время премьеры вы без конца сравнивали свою работу с «Форсажем»? И тем самым спровоцировали журналистов на избитые определения типа «Наш ответ…», «Русская версия…» и т. п. Неужели вы всерьез проводите такие параллели? Но если так рассуждать, то фильм «Роднина» является «нашим» ответом «Тоне против всех», а «Легенда № 17» — канадской «Легенде о «Ракете». Напомню, наш ответ был Чемберлену, а не Доминику Торетто или Морису Ришару.
Читайте также:
Кино на лопатках. На киноэкраны вышел казахский спортивный фильм «Борец»
«Пираты» выбирают хоккей. На киноэкраны вышел фильм «Капитан Крюк»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 58 (7880) от 02.04.2025 под заголовком «Не гонки, а катание».
Комментарии