Найти человеческие слова

«Талант – это мера», – любит напоминать петербургский бард Альфред Тальковский. Он первым защитил диплом Театрального института сольным выступлением как чтец с гитарой в руках. Открыл петербургскому слушателю Олега Митяева и Александра Дольского. Про него крупный партийный функционер написал когда-то в служебной записке: «Очень талантлив, поэтому и опасен».

Найти человеческие слова | ФОТО Евгении ТАЛЬКОВСКОЙ

ФОТО Евгении ТАЛЬКОВСКОЙ

– Почему вас признали опасным?

– Что я в свое время только не вытворял! Была история, когда за то, что пел Окуджаву, меня на месяц сняли с концертов. Вызвал начальник отдела в «Ленконцерте» и спросил: «Чутье молодого советского артиста вам не подсказало, что песни Булата Окуджавы не рекомендованы к исполнению?» Я сразу вспылил: «Знаете, рекомендовать или не рекомендовать на русский язык переводится как советовать или не советовать, а значит, я могу прислушаться или не прислушаться». После этого проходил мимо окошка выдачи нарядов и краем глаза увидел, как дама, которая там работала, перелистывает журнал с расписанием концертов и везде вычеркивает мою фамилию.

Спел как-то на одном из концертов на Украине песню Окуджавы «О дураках» – не случайно. Зал был прекрасный, но на задних рядах сидели несколько хулиганов, все время мешали. К ним подходили, замечания делали – бесполезно. Я говорю: «Молодые люди, вы делали все, чтобы я обратил на вас внимание. Я обратил и посвящаю вам песню». И спел «О дураках». На сцену сразу поднялись три «театроведа» в штатском, посыпались вопросы – а кого это за дураков вы считаете. Через несколько дней друзья посоветовали мне от греха подальше срочно улететь из Запорожья. А спустя несколько лет показали копию служебной записки, которая после того случая легла на стол первого секретаря ЦК КПСС Украины: «Очень талантлив, поэтому и опасен».

А однажды в Концертном зале у Финляндского закончил выступление фразой: «Очень хочу дожить до того времени, когда поэзию Окуджавы и Высоцкого будут изучать в школе». Ой, какой был скандал!


– Вы в основном писали музыку на стихи неизвестных поэтов. Говорили, что человек честен, когда он пишет, не надеясь быть опубликованным. Публика заставляет лукавить?

– Заставляет, пожалуй. Был такой замечательный поэт – Петр Вегин, я на его стихи целые отделения на концертах делал. Знакомы мы с ним не были, но однажды мне общие друзья передали его номер телефона. Я в тот день как кот вокруг сметаны ходил около телефона, но так и не позвонил. Боялся разочарований, когда выяснялось, что кто-то в литературе – один человек, а в жизни совсем другой, каким бы мне не хотелось его видеть. А Петр Вегин, которому все-таки не решился позвонить, остался для меня таким, каким я его себе представлял.


– По-вашему, в каком состоянии сейчас наша эстрада?

– Той эстрады, которая была, уже нет. Сейчас никто не знает, что такое давать концерт на первой дойке в пять утра. Или на сенокосе. Или для шахтеров, которые только-только вышли наружу. В «Петербург-концерте» нет худсовета, а кого слушать – ставок нет, денег нет.

Есть, правда, замечательные бардовские марафоны. Я десять лет подряд с наслаждением встречался с молодыми исполнителями на марафоне 6 июня, посвященном дню рождения Пушкина. Входил в жюри Грушинского фестиваля. Он по-прежнему главный в стране, открывает новые имена в авторской песне. На свой недавний юбилейный вечер в «Петербург-концерте» пригласил талантливых исполнителей: Гришу Войнера, Виктора Федорова, Лену Листову, Михаила Трегера. Все они в разное время стали лауреатами Грушинского фестиваля, некоторые не по одному разу. Очень люблю «Милосердие белых ночей», он проводится в Петербурге. Это фестиваль авторской песни, в котором участвуют представители МВД. Там такие таланты! Со всей страны приезжают одаренные поэты, исполнители. С нетерпением жду его каждый год.


– Почему авторская песня именно в России так востребована?

– Ну, потому что это отдохновение души. Авторская песня у нас начиналась с кухонь. У моей коллеги Лены Листовой есть песня – посвящение бардам шестидесятых. И на вопрос, почему же песни эти до сих пор поются, она отвечает очень точно: «Потому что человеческие вы нашли слова». И смотрите, как интересно: спустя десятилетия авторская песня пришла к тому, к чему должна была прийти. Меньше издевки, меньше политики. Больше любви. Потому что мир должен состоять из любви. Эдит Пиаф сказала: «Петь нужно только любовь».


– Есть сейчас талантливые молодые исполнители?

– Конечно, есть – талантов меньше не стало. Только где их применить, кто о них знает? Вот мы слушаем шоу «Голос». Прекрасные там есть исполнители. И где они потом со своими потрясающими голосами? Видим одни и те же примелькавшиеся лица.


– И все же, допустим, сейчас появляется новый Окуджава. Пробьется?

– В Москве – возможно. Там много лет назад уже существовало порядка десяти кафе, где собирались любители авторской песни, и московские авторы бегали из одного в другое, зарабатывали деньги. И сейчас зарабатывают. Из корифеев авторской песни единицы – коренные москвичи, остальные приехали из других городов. А петербургские авторы все равно не едут в столицу, продолжают работать здесь. Пишут песни в электричках, в метро, в автобусах. Они занимаются этим не ради денег, а для души. И когда какая-то песня становится известной, это счастье.


– У нас нет такого места, где бы мэтры авторской песни передавали мастерство начинающим. А нужно?

– Конечно, только шире – что-то вроде мастерских эстрадного искусства. Я когда-то с замечательным человеком – народным артистом Беном Бенциановым предлагал сделать такие мастерские. Но, увы, нас не услышали. Школа эстрадной песни нужна. То, чему учат в театральных вузах, это совсем другое. Артист взрослеет на работе. Для профессионального роста ему нужна реакция слушателей. Не люблю слово «зрители». Зрители – люди, пришедшие поглядеть. Вообще когда наступает то, что на театре называют пауза, это не потому, что исполнитель забыл слова, а потому, что он думает в это время. Слушателям очень интересно следить за тем, как человек думает. Если он не думает, это просто – вслух и наизусть.

И, кстати, насчет необходимости учиться. Знаменитые три аккорда песни «За туманом» Юрия Кукина вдохновили миллионы. А когда появился Саша Дольский, великолепно владеющий инструментом, молодые люди пошли учиться – в музыкальные школы, училища. Чтобы музыкальная палитра стала побогаче. А не так, что где-то там глубоко внутри вертится мелодия, а сыграть ее они не могут.


– Чего вы боитесь?

– Есть песня у Высоцкого: пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю. Я перемен очень боюсь. Страшно, когда неизвестно, что будет дальше, но все самое сладкое я уже отгрыз. Жалко! Мечтаю в зале «Петербург-концерта» проводить вечера авторской песни, буду приглашать питерских бардов. Я знаю всех, и выступать они будут бесплатно. Давно предложил это руководству. Пока – ни слуха ни духа. Авторская песня – это в первую очередь поэзия. Где, как не в нашем концертном зале, она должна звучать? Странное у меня начальство.


– Вы романтик?

– Да!


– Как в себе не убить романтика?

– Им можно либо быть, либо не быть. Когда-то я в Филармонии зарабатывал очень много. У меня был сольный концерт, высшая категория и разные надбавки. Если кто-то спрашивал, зачем мне столько денег, всегда отвечал: «Чтобы не думать о них». И до сих пор не знаю, сколько в кошельке лежит – оттуда можно что-то взять, не замечу.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 055 (5672) от 31.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.