Наука услышать друг друга,

В репертуаре Театра им. Ленсовета появился спектакль The Demons режиссера Дениса Хусниярова, созданный на основе одноименной пьесы шведского драматурга Ларса Нурена.

Наука услышать друг друга, | ФОТО Юлии Смелкиной предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета

ФОТО Юлии Смелкиной предоставлены пресс-службой Театра им. Ленсовета

Нурен, написавший более полусотни пьес, давно уже стал в Европе востребованным классиком. Определить жанр его творений, в которых автор неизменно вскрывает человеческое нутро, препарирует отношения между мужчинами и женщинами, ставит героям, да и всему человечеству «диагнозы», на первый взгляд, не совместимые с жизнью, не так-то просто. Трагедия нуреновских героев состоит в том, что они не могут договориться не только с партнерами, но и сами с собой. Пожалуй, драмы Нурена – крутой замес абсурда с реализмом. Такова и жизнь любого из людей: мысли, желания и поступки зачастую абсурдны, но тело, организм – это реальность, от которой не отмахнешься. Как человечество умудряется выживать, постоянно противореча себе, постоянно разрушая свое естество, остается лишь удивляться, ведь мы сами создаем себе ад при жизни – одним лишь неумением услышать стон, жалобу, SOS того, кто дышит в наше плечо...

В редактированной театром истории The Demons Нурена — Хусниярова две семейные пары не только давно живут в индивидуальном аду, но и (в силу соседства семей) умудряются сопрягать свои пекла, тем самым ускоряя эффект самоуничтожения. Роли Франка и Катарины исполняют Олег Федоров и Анна Алексахина, а роли Томаса и Йенны – Олег Андреев и Юстина Вонщик. Несчастны они вроде бы по-разному, но все по той же причине – услышать друг друга супруги даже не пытаются. Бездетные Франк и Катарина находятся в открытой, безжалостной, уничтожающей конфронтации. Томас и Йенна, связанные детьми, все еще пытаются соблюдать некие «обряды» семейной жизни, только плохо у них получается. Ненавидящие друг друга за непонимание мужья-жены ищут «утешения» в семьях соседей, но круг, который они сами для себя замкнули, порочен: от перемены мест слагаемых сумма страдания не меняется, а душевная глухота состраданием не сменяется. Томасу осточертели жена и забота о детях, его слова «ты ничего не знаешь обо мне» звучат справедливым обвинением, хотя и не достигают цели. Йенна, не менее несчастная от «одиночества вдвоем», скорее готова задать вопрос «Что с нами не так?» богу и дождаться ответа свыше, чем попытаться понять мужа...

Для усиления «эффекта Нурена» режиссер вводит в спектакль еще четверых героев – музыкантов, которые сплетают воедино сюжет пьесы и произведения незабвенной группы The Doors. В 1960 – 1970-е годы ее песни стали откровением для целого поколения благодаря текстам Джеймса Моррисона. Этот американский Infant terrible (по-нашему – «мальчиш-плохиш», каковым его сделало несчастливое детство) осознанно разрушал себя, а посему гениально, со знанием дела облекал свои душевные мучения в слова. Алкоголь и наркотики в итоге убили Моррисона, но дали ему возможность предложить человечеству задуматься о себе. Роль легендарного рокера, а точнее, роль исполнителя песен The Doors, Хуснияров поручил актеру Сергею Перегудову (прочие действующие музыканты – это Роман Кочержевский, Кирилл Фролов и Евгений Стецюк). Условный Моррисон не просто поет в спектакле: он (реален, но далеко не всегда зрим героями) на короткой дистанции наблюдает супружеские «бои без правил» и комментирует происходящее своими песенными текстами. Англоязычность исполнения тут не помеха – школьного уровня знаний для понимания незамысловатых, но бьющих наотмашь слов зрителям должно хватить. Главное, что каждый такой комментарий Перегудовым (как когда-то и самим Моррисоном) превращен в драматический мини-спектакль. Встречаясь лицом к лицу с раздирающими людей демонами, Музыкант переживает ужас, растерянность и отчаяние.

Сценография Николая Слободяника незатейлива, как и слова Моррисона: глубокая коробка ленсоветовской сцены привычно черна и почти пуста. Но помимо копии статуи Венеры Милосской, «намека» на ванную комнату в глубине площадки, гигантского душа, напоминающего собой фонарь и стоящего на небольшом подиуме по центру площадки (где по ходу действия появится и белоснежная ванна), сцена таит в своих глубинах тьмы жестяных ведер с розовыми, желтыми, алыми тюльпанами. Их «выход» произойдет под финал спектакля, словно напоминание о том, чего обычно ждут от сказки под названием «И они, конечно же, полюбили друг друга». Чтобы сохранить сказку на всю жизнь, требуются немалые усилия, которых герои так и не предпринимают...

Однако Хуснияров не делает из истории Нурена назидания. Он просто максимально «сводит» героев и зрителей, постоянно напоминая, что «они – это вы». Достигается такое сближение как проходами героев по залу, так и светом Гидала Шугаева, безжалостно направляемым со сцены и слепящим зрительские ряды всей мощью софитов. Они неожиданно опускаются из-под колосников с целью сказать: «Посмотрите вокруг, герои, и задумайтесь, не так ли живете и вы?». Результат превосходит всякое ожидание – двухчасовое действие вряд ли кого-нибудь оставит равнодушным.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 004 (5621) от 14.01.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.