«Натюрморты прошлого века»

Так называется выставка, посвященная памяти фотохудожника Анатолия Кулакова (1939 – 2012). Она открылась в новой петербургской галерее Art of Foto.

«Натюрморты прошлого века» | ФОТО предоставлено пресс-службой организаторов выставки

ФОТО предоставлено пресс-службой организаторов выставки

По свидетельству тех, кто хорошо знал Кулакова, он был истинным петербуржцем – интеллигентным, скромным, требовательным к себе. Хотя прожил в Ленинграде всего несколько лет – в молодости, в годы обучения в Мухинском училище.

Кулаков родился в Красноярском крае, окончил художественное училище в Нижнем Тагиле по специальности «Художественная обработка металла». Оттуда – знание свойств разных материалов.

В 1967 году Кулакова, тогда студента выпускного курса Мухи, пригласили в город ученых Пущино, чтобы поработать над дизайном интерьеров Института биофизики АН СССР. В этих работах художник смело использовал мозаики, металлическую скульптуру, дерево, созданные по его эскизам светильники.

И Кулаков решил остаться в Пущине навсегда. В те годы подобные наукограды были островками относительной свободы, а местные дома ученых – культурными центрами, где поощряли эксперименты и была для них заинтересованная и благодарная публика. В 1976 году в Пущине состоялась первая персональная выставка фотографий Кулакова, и в том же году его снимки были опубликованы в журнале «Советское фото». В те времена это было высшее профессиональное признание, своеобразный «знак качества» для фотографа.

Потом у Кулакова были десятки публикаций в ведущих журналах и фотоальбомах, выставки и премии, в том числе от ВООПИиК за съемки погибающих подмосковных усадеб. Кулаков занимался популяризацией творчества фотографа-пикториалиста начала ХХ века Николая Андреева, который жил в Серпухове, это в 25 километрах от Пущина.

В 1990 году Кулаков стал одним из создателей Союза фотохудожников России, в то время он много работал в репортажной фотографии, благо бурное время давало тому много поводов. Но, как считают исследователи современной российской фотографии, Кулакову так и не удалось по-настоящему найти себя в новые времена.

Он остался в истории мастером позднесоветского фотонатюрморта, снятого, естественно, на пленку. Фирменный стиль Кулакова – это прямое продолжение всех его специальностей, на любом снимке четко прослеживается тщательная выстроенность композиции и освещения, гармоничное или, наоборот, контрастное сочетание форм – шары, конусы, плотные слои бумаги. Наконец, Кулаков использует сложную игру материалов – стекла, гипса, металлической сетки, ткани, дерева. Все это работает над созданием образа, в котором нет ни ностальгического любования антикварной пылью, ни намеков на «актуальность».

Только простота и совершенство.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5572) от 23.10.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?