«Натюрморты прошлого века»

Так называется выставка, посвященная памяти фотохудожника Анатолия Кулакова (1939 – 2012). Она открылась в новой петербургской галерее Art of Foto.

«Натюрморты прошлого века» | ФОТО предоставлено пресс-службой организаторов выставки

ФОТО предоставлено пресс-службой организаторов выставки

По свидетельству тех, кто хорошо знал Кулакова, он был истинным петербуржцем – интеллигентным, скромным, требовательным к себе. Хотя прожил в Ленинграде всего несколько лет – в молодости, в годы обучения в Мухинском училище.

Кулаков родился в Красноярском крае, окончил художественное училище в Нижнем Тагиле по специальности «Художественная обработка металла». Оттуда – знание свойств разных материалов.

В 1967 году Кулакова, тогда студента выпускного курса Мухи, пригласили в город ученых Пущино, чтобы поработать над дизайном интерьеров Института биофизики АН СССР. В этих работах художник смело использовал мозаики, металлическую скульптуру, дерево, созданные по его эскизам светильники.

И Кулаков решил остаться в Пущине навсегда. В те годы подобные наукограды были островками относительной свободы, а местные дома ученых – культурными центрами, где поощряли эксперименты и была для них заинтересованная и благодарная публика. В 1976 году в Пущине состоялась первая персональная выставка фотографий Кулакова, и в том же году его снимки были опубликованы в журнале «Советское фото». В те времена это было высшее профессиональное признание, своеобразный «знак качества» для фотографа.

Потом у Кулакова были десятки публикаций в ведущих журналах и фотоальбомах, выставки и премии, в том числе от ВООПИиК за съемки погибающих подмосковных усадеб. Кулаков занимался популяризацией творчества фотографа-пикториалиста начала ХХ века Николая Андреева, который жил в Серпухове, это в 25 километрах от Пущина.

В 1990 году Кулаков стал одним из создателей Союза фотохудожников России, в то время он много работал в репортажной фотографии, благо бурное время давало тому много поводов. Но, как считают исследователи современной российской фотографии, Кулакову так и не удалось по-настоящему найти себя в новые времена.

Он остался в истории мастером позднесоветского фотонатюрморта, снятого, естественно, на пленку. Фирменный стиль Кулакова – это прямое продолжение всех его специальностей, на любом снимке четко прослеживается тщательная выстроенность композиции и освещения, гармоничное или, наоборот, контрастное сочетание форм – шары, конусы, плотные слои бумаги. Наконец, Кулаков использует сложную игру материалов – стекла, гипса, металлической сетки, ткани, дерева. Все это работает над созданием образа, в котором нет ни ностальгического любования антикварной пылью, ни намеков на «актуальность».

Только простота и совершенство.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (5572) от 23.10.2015.


Комментарии