Национальный многонациональный

В рамках культурного проекта Theatre HD, демонстрирующего зарубежные спектакли на экранах кинотеатров, состоялась премьера спектакля лондонского Королевского национального театра «В тени вечной красоты» в постановке Руфуса Норриса. Пьесу по мотивам документальной книги американской журналистки Кэтрин Бу написал известный английский драматург Дэвид Хэа.

Национальный многонациональный | У английских актеров из труппы Королевского национального театра разные религия, цвет кожи, культурные традиции. Но одинаково высокое мастерство.<br>ФОТО предоставлено организаторами проекта Theatre HD

У английских актеров из труппы Королевского национального театра разные религия, цвет кожи, культурные традиции. Но одинаково высокое мастерство.
ФОТО предоставлено организаторами проекта Theatre HD

«В тени вечной красоты» пребывают бедняки, ютящиеся в трущобах возле аэропорта в индийском Мумбаи, городе богатом и роскошном. Импровизированный поселок из подручных средств – Аннавади – многочисленные нищие из касты неприкасаемых построили сами, там они живут, там же занимаются едва ли не единственным доступным им видом деятельности – собиранием и сортировкой мусора. Переживают свои горести и неизбежные проблемы, сталкиваясь с местной полицией (обитают жильцы, разумеется, на птичьих правах), социальными работниками (коррумпированными по большей части) и друг с другом – нищета на всех одна, а вот религия у каждого своя: мусульмане там бок о бок живут с индуистами, буддистами и христианами.

От одного взгляда на афишу берет тоска. Социальная драма – едва ли не главный продукт современного английского театра и кино, но поначалу кажется, что горькая судьбина индийских бедняков на сцене национального театра – это перебор даже для самой образцовой политкорректности. Однако спектакль Руфуса Норриса делает все, чтобы убедить публику отказаться от любых предубеждений. И делает это с блеском.

Сюжет об униженных и оскорбленных индусах не так прост, как кажется. Он включает в себя историю о смене руководства в национальном театре, о постепенном изменении политических тенденций в стране и заодно – о всепобеждающем профессионализме английской театральной школы. Сюжет крайне поучительный – таким во всяком случае он мог бы стать, если бы среди зрителей спектакля оказались отечественные театральные деятели, обладающие желанием учиться.

В марте этого года Николаса Хайтнера на посту художественного руководителя национального театра сменил Руфус Норрис. Смена власти произошла естественным путем – спокойно, последовательно, без скандалов. Скучно, словом. О своем уходе из NT Хайтнер объявил за два года до предполагаемой даты – точно так же в свое время поступил и знаменитый режиссер Тревор Нанн, которому Хайтнер наследовал.

За двенадцать лет Николас Хайтнер, безусловно, создал «свой» национальный театр – в классических трагедиях или современных драмах и комедиях этот умный, чрезвычайно хорошо воспитанный (даже в самых разудалых фарсах), отличающийся отменным вкусом театр неизменно оставался интеллигентным. В превосходном «Гамлете», «Отелло» и других шекспировских постановках (часть из них мы смогли увидеть благодаря Theatre HD), в «Любителях истории» и «Слуге двух господ» NT Николаса Хайтнера всегда был образчиком высокой культуры.

Национальный театр был современным. Замшелым академизмом там не пахло никогда, однако хороший тон не всегда самый точный. И культура образованного среднего класса – это еще не вся сегодняшняя британская культура. А национальный театр обязан быть открыт для всех – таким он задуман.

У российского зрителя могут вызывать смущение чернокожие актеры, играющие в классических пьесах (у белого Полония вполне могут оказаться темнокожие дети), но театр настаивает на этом расовом смешении. Англия далеко не сразу изжила расизм и ксенофобию, и сейчас этот путь еще не пройден до конца, но в том, что пройти его необходимо, никто не сомневается.

Режиссер Руфус Норрис, проведший детство и юность в Африке и Малайзии, с успехом поставивший в национальном театре пьесу нигерийского писателя Воле Шойинки «Смерть и конюший короля» и, судя по всему, приверженец левых взглядов, – закономерный выбор для театра, настроенного на демократизацию и расширение культурных горизонтов.

Вот тут бы и сказаться опасениям консерваторов, желающих везде видеть непременно «чисто английскую» Англию (никто не настаивает на этом так жестко, как туристы, отказывающиеся признавать, что Англия во всех смыслах простирается за пределы Сент-Мэри Мида мисс Марпл). Уж не разведет ли пылкий либерал на сцене зала «Оливье» так называемую чернуху?! И вот тут происходит самое интересное. Потому что религия, цвет кожи и культурные традиции у нынешней многонациональной Англии разные, а вот театральная школа – одна. Как и критерии профессионализма.

Актеры, занятые в спектакле Норриса, – сплошь выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш (или их потомки). Еще десять лет назад, по словам режиссера, в Англии не было достаточно этнических актеров, чтобы собрать многонаселенный спектакль, но сейчас ситуация изменилась. Однако «В тени вечной красоты» ничуть не похож на опусы Болливуда. Темпераментные соседки с их вечными перебранками, сноровистые сборщики мусора, энергичные подростки, голодные и улыбчивые, самодовольные жадные полицейские или хитрые соцработники, полусумасшедшие калеки, местные мошенники и застенчивые девочки – все они очень скоро перестают быть экзотикой. Несмотря на пестрые одежды и забавный акцент (умело воспроизведенный). Мира Сайал, Шейн Заза, Хиран Абейсекера, Стефани Стрит, Асад Заман и другие – это английские актеры. Что легко определить по снайперской точности оценок, сдержанному юмору, полнокровию и достоверности создаваемых характеров, способности к мгновенной смене ритма, плотности взаимодействия с партнером и публикой, яркой – почти на грани «концертной» – манере игры. Это куда важнее цвета кожи.

Невозможно отрицать и тот факт, что спектакль Руфуса Норриса – при всей его несомненной благородной гуманистической направленности и пронзительном драматизме – это отличное шоу. То есть вполне добропорядочное буржуазное зрелище. С внятным сюжетом, жестким ритмом, обилием смешных шуток и строго дозированным лиризмом, технологическими роскошествами и хореографически выверенным шиком мизансцен. Каковы бы ни были новые тенденции на английской сцене, неизменным остается принцип: вы можете говорить о чем угодно и как угодно. Но ваше шоу должно быть забавным. И принц Гамлет, и последний индийский нищий должны жить и умирать на радость публике. Поэтому, что бы ни происходило сегодня на сцене, все это происходит «в тени вечной красоты» английского театра.

Как уже знают наши читатели, фильмы проекта Theatre HD нужно искать в афишах кинотеатров «Аврора» и сети «Формула кино».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (5445) от 23.04.2015.


Комментарии