Наступает женское время?

Петербург строили, обживали и приспосабливали для себя мужчины. Они совершали здесь революции, они писали в нем и о нем свои стихи. Женщин строгий чиновник Петербург всегда словно лишь терпел у себя, будь то императрицы или поэтессы Серебряного века. И заставлял подчиняться своим требованиям.

Наступает женское время? | Новеллы в фильме разные, но общее настроение — романтическое.

Новеллы в фильме разные, но общее настроение — романтическое.

Времена меняются, впрочем. И сегодня уже благообразному постаревшему Петербургу приходится прислушиваться к женскому голосу. Соответствовать пожеланиям женщин. Забрасывать непреклонную патриархальность в дальний угол и серьезно пересматривать все минувшее.

«Наступает женское время», - говорят создатели фильма «Петербург. Только по любви». Это альманах из семи новелл. Над ними работали только режиссеры-женщины, среди них - знаменитые Рената Литвинова, Авдотья Смирнова и Анна Пармас, о которой уже давно говорит «весь Петербург» - ведь это она снимает свои довольно скандальные клипы-мини-фильмы на песни Сергея Шнурова.

Как и бывает с альманахами, кино оказалось очень неровным - просто потому, что одни новеллы в нем явно увлекают больше других. Потрясающая увертюра - как всегда, чудаковато-отстраненная история от Ренаты Литвиновой о семействе странных артисток (среди них, конечно, и сама Литвинова, и ее дочь), которые снимаются в киноленте о Бродском и Довлатове. Киноленту снимает экзальтированная француженка, и у нее-то в фильме Бродский сможет спастись прямо из зала суда! Скандалы на съемочной площадке, «Бродский» с налепленным носом, торжественное чтение самых избитых кусков из хрестоматийного собрания сочинений - все это постепенно доводит зрителя до нервного, впрочем, вполне искреннего хихиканья. Вот эта странность, интровертность и обязательное чувство культурного элитаризма, доходящее до смешного, и искренняя любовь - отличный вход в вечное петербургское мироощущение даже для тех, кто здесь ни разу не бывал.

«Че я тут как дурак», - говорит во второй новелле (кисти Анны Пармас) ряженый Петр, пытаясь догнать заплаканную Екатерину, убегающую по Университетской набережной. Тут вспоминается довлатовский эпизод с фильмом, где Сергей Донатович тоже играл Петра. Вообще довлатовская меланхолично-ироническая интонация - это, пожалуй, главное настроение всего альманаха, но именно у Пармас она выдержана точнее и талантливее всего.

А Петр тут, собственно, и ни при чем: речь всего лишь о рядовом визите беременной женщины (Светлана Камынина) в клинику Отта на Менделеевской линии. В Петербурге, впрочем, и такое тривиальное событие становится частью экзистенциальной борьбы с погодой, дикими собаками, родственниками (в роли мамы Надежда Маркина), эпохой, собственными сомнениями и всем, с чем еще любят побороться петербуржцы. Мы здесь не можем иначе. Анна Пармас развернула целое социально-психологическое исследование, кропотливое и сделанное пусть и довольно ехидно, но с большой любовью.

Другие новеллы - про любовь глухого мальчика к обычной девочке, про современную декадентку, мечтающую умереть красиво, про утомленную жизнью экскурсоводшу и про влюбленную в искусство строительницу - более или менее авантюрны, трагикомичны, оригинальны. Наконец, пожалуй, невольно они выстроились от более к менее интересным. В последней истории от Дуни Смирновой не очень кстати оказалось скучноватое (но, видимо, задуманное как центральная шутка) камео Михаила Боярского в роли шамана-шарлатана, да и образ Анны Михалковой, страдающей без любви музейной работницы, в сущности, повторяет ее героиню из «Кококо». Зато Геннадия Смирнова в роли добродушного собаковода, хоть на три минутки, но приятно было увидеть.

Может быть, для финала и не нужно никаких откровений и потрясений.

В чем нельзя отказать фильму в целом, так это в том, что смотрится он на одном дыхании. Это касается в первую очередь эстетики: Петербург получился единым, цельным и очень узнаваемым. Даже больше, пожалуй, чем в предыдущем известном кино-оммаже городу «Питер FМ». Там царила какая-то неправдоподобно хорошая погода - здесь же то дождь, то снег, то какие-то грязноватые лужи на корявом асфальте. Культура - ну что культура? Как говорит в одной из новелл девочка-туристка, глядя из окна автобуса: «Бессмысленное обозрение чугунных лбов и медных задов».

Зато люди с безуминкой (пара с ярко-красными чемоданами, какие-то панки и рядом классическая петербургская старушка в шляпке в исполнении Ирины Соколовой) - это, может быть, то главное, что одушевляет все остальное: и колонны, и каналы, и скульптуры.

- Говоря о визуальном, мне хотелось показать, что мы живем в Петербурге, как во дворце, - рассказала нам Анна Пармас. - А что это значит? Мы там едим, спим, рожаем... То есть все интимные процессы мы делаем в огромном холодном дворцовом пространстве.

Свой эпизод я сняла по собственной истории. Когда я рожала первого ребенка в институте Отта, у меня было очень странное ощущение. Все такое огромное... Ты как будто принцесса какая-то. Не хватает только придворных, которые выстроятся и будут смотреть, как ты рожаешь.

Меня вообще интересует одна только тема. Человек в поисках счастья. И ее интерпретации посвящены, например, все последние клипы, снятые для Шнурова. Один стремится к нему так: ломает ноги на лабутенах и ползет вперед. Другой - иначе... В этом человек и проявляется, тогда его можно внимательно рассмотреть и изучить.

Наверное, он может даже достичь цели. Но тогда сразу понимает, что счастье не в этом. Я прошу иногда Бога о чем-то, долго это делаю. И Он, наконец, говорит: «Ну на! Сама хотела!» Но делает это как-то совершенно иначе, сбоку... Вот так и бывает: счастье приходит, но не вовремя, не так, не с тем запахом. Мы отвечаем: «Видимо, вы нас не поняли! Мы-то хотели совсем другое». Счастья достигнуть можно, если понять, что принимать надо все как есть. И жить в мире с собой.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (5798) от 29.09.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.