Настоящий

Умер Алексей Владимирович Баталов...

Настоящий | Алексей Баталов. 1968 год. ФОТО Валентина МАСТРЮКОВА/ТАСС

Алексей Баталов. 1968 год. ФОТО Валентина МАСТРЮКОВА/ТАСС

Я про него много думала, и думала с горечью. И вот Алексея Владимировича больше нет.

Посмотрела я как-то в стотысячный раз замечательный фильм Михаила Ильича Ромма «Девять дней одного года» - хотела включить телик на 5 минут, а в результате пересмотрела ленту заново - от начала до конца. И поразила меня одна вещь.

В былые времена из двух главных героев фильма мне (и не мне одной) безусловно предпочтителен был Илья Куликов, которого играл Иннокентий Смоктуновский, а вовсе не Гусев, сыгранный Алексеем Баталовым. И тому имелись реальные причины.

Куликов был блестяще умен, ироничен, по-столичному стилен, очень талантлив и предан науке. Он был безупречным джентльменом, благородным, верным дружбе и любви. Но суть его очарования как раз в том и состояла, что прежде всего он не был, как тогда казалось, «фанатиком». То есть посреди всей этой физики не сходил с ума и не забывал о себе: любил красиво одеться, вкусно поесть, прошвырнуться куда-нибудь с женщиной, которую любит. И вообще считал, что наука - для него, а не он - для науки. Словом, не забывал о себе в отличие от Гусева, который 24 часа в сутки горел наукой, забросил жену, погубил свое здоровье и вообще весь был какой-то «упертый», и для него его дело всерьез значило больше, чем его собственное благополучие. В отличие от шикарного Куликова, небрежно-элегантного во всем - в одежде, манере поведения, Гусев выглядел не то чтобы скучным, но уж как-то слишком поглощенным идеей и почти не обаятельным.

И вот заново увиденный фильм внезапно заставил меня пересмотреть собственное отношение к этому персонажу.

Думается, прежде всего потому, что вокруг сегодня появилось довольно много людей вроде Куликова - конечно, не таких роскошных, как герой Смоктуновского, но совершенно того же типа, с таким же отношением к жизни. А Гусевых, кажется, не стало совсем. И внезапно обнаружилось, что исчезновение людей, подобных герою Баталова, создало какой-то невыносимый общественный и человеческий вакуум. Об этом в круговерти жизни не особенно задумываешься, это не особенно ощущаешь, но только до тех пор, пока тебе не напомнили, что это БЫЛО, а теперь ИСЧЕЗЛО.

Быть может, именно поэтому у меня буквально сжималось сердце, когда я видела на экране физика Гусева, которого в старом фильме 50 лет назад сыграл Алексей Баталов. И именно поэтому на удивление равнодушной меня оставил блестяще сыгранный Иннокентием Смоктуновским великолепный прагматик Куликов.

Речь не о том, что один хорош, а другой плох. Оба хороши, но каждый по-своему.

Речь о том, что, как это ни странно, но именно нравственный максимализм, который так раздражал прежде в Гусеве и который ныне практически полностью истреблен в людях, быть может, и есть то единственное человеческое качество, которое могло бы нас сегодня защитить от всяческого беспредела.

Нынче появилось так много красивых элегантных прагматиков, настоящих европейцев, с легкостью произносящих: «Если уборщица получает больше профессора, значит, уборщица сегодня нужнее!». Нынче совсем не осталось «упертых максималистов», которые вкладывают в слова «Кто - если не я!?» их исконный смысл. Эти вторые, наверное, глупо бы сегодня смотрелись с экрана телевизора.

Они вообще-то всегда, во все времена, смотрелись довольно глупо.

Просто когда они есть - жизнь вокруг и достойнее и умнее. Для всех, а не только для красивых и элегантных.

Сразу подумалось о том, что Баталов и сам всегда был прямым подтверждением того, что играл. Интеллигентный, умный, добрый - и очень красивый человек. Умеющий «нести свой крест и верить».

Тот, кто всегда играл только идеальных героев. Которых хотелось любить и на которых хотелось походить. Он никогда не суетился, не становился героем скандальных публикаций, не мелькал на различных тусовках. Его благородное достоинство вызывало восхищение на грани сердечной боли.

Я даже не понимаю, как он это делал - заставлял верить в то, что он и сам такой. Такой, как Борис Бороздин из «Летят журавли», как шофер Румянцев из «Дела Румянцева», такой, как Сергей Трубецкой из «Звезды пленительного счастья», как Федя Протасов, как слесарь Гоша из «Москвы слезам...»

Сам такой. Настоящий.

Сегодня для такого, как он, в кино не было бы ролей. Нетипичен. Время нынче безгеройное, и таким, как он и тем более как его Гусев, места в жизни, кажется, не осталось. Такого, как Баталов, например, невозможно представить себе ведущим телепрограммы. Или Гусева, скажем, депутатом. Чтобы наши депутаты жертвовали своими интересами и собой ради идеи или ради людей?

Смеетесь? Вот и я смеюсь.

Да и, собственно, дело ведь не в том, что в нынешние времена был невостребован актер Алексей Владимирович Баталов. Невостребованны были его герои. Это и грустно.

А теперь и его, вот такого, уже нет. Осталось лишь щемящее чувство: но ведь был же! Был!

#Баталов #память

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?