Настоящий

Умер Алексей Владимирович Баталов...

Настоящий | Алексей Баталов. 1968 год. ФОТО Валентина МАСТРЮКОВА/ТАСС

Алексей Баталов. 1968 год. ФОТО Валентина МАСТРЮКОВА/ТАСС

Я про него много думала, и думала с горечью. И вот Алексея Владимировича больше нет.

Посмотрела я как-то в стотысячный раз замечательный фильм Михаила Ильича Ромма «Девять дней одного года» - хотела включить телик на 5 минут, а в результате пересмотрела ленту заново - от начала до конца. И поразила меня одна вещь.

В былые времена из двух главных героев фильма мне (и не мне одной) безусловно предпочтителен был Илья Куликов, которого играл Иннокентий Смоктуновский, а вовсе не Гусев, сыгранный Алексеем Баталовым. И тому имелись реальные причины.

Куликов был блестяще умен, ироничен, по-столичному стилен, очень талантлив и предан науке. Он был безупречным джентльменом, благородным, верным дружбе и любви. Но суть его очарования как раз в том и состояла, что прежде всего он не был, как тогда казалось, «фанатиком». То есть посреди всей этой физики не сходил с ума и не забывал о себе: любил красиво одеться, вкусно поесть, прошвырнуться куда-нибудь с женщиной, которую любит. И вообще считал, что наука - для него, а не он - для науки. Словом, не забывал о себе в отличие от Гусева, который 24 часа в сутки горел наукой, забросил жену, погубил свое здоровье и вообще весь был какой-то «упертый», и для него его дело всерьез значило больше, чем его собственное благополучие. В отличие от шикарного Куликова, небрежно-элегантного во всем - в одежде, манере поведения, Гусев выглядел не то чтобы скучным, но уж как-то слишком поглощенным идеей и почти не обаятельным.

И вот заново увиденный фильм внезапно заставил меня пересмотреть собственное отношение к этому персонажу.

Думается, прежде всего потому, что вокруг сегодня появилось довольно много людей вроде Куликова - конечно, не таких роскошных, как герой Смоктуновского, но совершенно того же типа, с таким же отношением к жизни. А Гусевых, кажется, не стало совсем. И внезапно обнаружилось, что исчезновение людей, подобных герою Баталова, создало какой-то невыносимый общественный и человеческий вакуум. Об этом в круговерти жизни не особенно задумываешься, это не особенно ощущаешь, но только до тех пор, пока тебе не напомнили, что это БЫЛО, а теперь ИСЧЕЗЛО.

Быть может, именно поэтому у меня буквально сжималось сердце, когда я видела на экране физика Гусева, которого в старом фильме 50 лет назад сыграл Алексей Баталов. И именно поэтому на удивление равнодушной меня оставил блестяще сыгранный Иннокентием Смоктуновским великолепный прагматик Куликов.

Речь не о том, что один хорош, а другой плох. Оба хороши, но каждый по-своему.

Речь о том, что, как это ни странно, но именно нравственный максимализм, который так раздражал прежде в Гусеве и который ныне практически полностью истреблен в людях, быть может, и есть то единственное человеческое качество, которое могло бы нас сегодня защитить от всяческого беспредела.

Нынче появилось так много красивых элегантных прагматиков, настоящих европейцев, с легкостью произносящих: «Если уборщица получает больше профессора, значит, уборщица сегодня нужнее!». Нынче совсем не осталось «упертых максималистов», которые вкладывают в слова «Кто - если не я!?» их исконный смысл. Эти вторые, наверное, глупо бы сегодня смотрелись с экрана телевизора.

Они вообще-то всегда, во все времена, смотрелись довольно глупо.

Просто когда они есть - жизнь вокруг и достойнее и умнее. Для всех, а не только для красивых и элегантных.

Сразу подумалось о том, что Баталов и сам всегда был прямым подтверждением того, что играл. Интеллигентный, умный, добрый - и очень красивый человек. Умеющий «нести свой крест и верить».

Тот, кто всегда играл только идеальных героев. Которых хотелось любить и на которых хотелось походить. Он никогда не суетился, не становился героем скандальных публикаций, не мелькал на различных тусовках. Его благородное достоинство вызывало восхищение на грани сердечной боли.

Я даже не понимаю, как он это делал - заставлял верить в то, что он и сам такой. Такой, как Борис Бороздин из «Летят журавли», как шофер Румянцев из «Дела Румянцева», такой, как Сергей Трубецкой из «Звезды пленительного счастья», как Федя Протасов, как слесарь Гоша из «Москвы слезам...»

Сам такой. Настоящий.

Сегодня для такого, как он, в кино не было бы ролей. Нетипичен. Время нынче безгеройное, и таким, как он и тем более как его Гусев, места в жизни, кажется, не осталось. Такого, как Баталов, например, невозможно представить себе ведущим телепрограммы. Или Гусева, скажем, депутатом. Чтобы наши депутаты жертвовали своими интересами и собой ради идеи или ради людей?

Смеетесь? Вот и я смеюсь.

Да и, собственно, дело ведь не в том, что в нынешние времена был невостребован актер Алексей Владимирович Баталов. Невостребованны были его герои. Это и грустно.

А теперь и его, вот такого, уже нет. Осталось лишь щемящее чувство: но ведь был же! Был!

#Баталов #память

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.