Настоящее лицо императрицы

В Тронный зал Большого дворца Петергофа вернулся после реставрации парадный портрет Екатерины Первой кисти Генриха Бухгольца. Журналистам представилась возможность наблюдать за монтажом полотна и узнать об открытиях, сделанных реставраторами.

Настоящее лицо императрицы |

Когда мы зашли в Тронный зал, то увидели, что огромный портрет императрицы лежит на полу. Фотографам приходилось вставать на колени, чтобы сделать хороший кадр. Казалось, что они, как рыцари, преклонили колена перед прекрасной дамой.

Все было готово для водружения портрета, вернувшегося после реставрации в музей на его историческое место – на западной стене зала, справа, под самым потолком.

– Потолок здесь высокий, 10 метров, – рассказала Лидия Царик, заведующая отделом «Большой дворец». – Поэтому для монтажа нужно было соорудить железные леса высотой 8 метров.

Мы наблюдали за тем, как императрица вознеслась к потолку: монтажники выстроились на разных «этажах» лесов и с величайшей осторожностью передавали портрет друг другу. Все были в белых перчатках, что подчеркивало торжественность момента.

– Портрет вставляется в стену, а затем, с помощью золоченого багета, фиксируется на месте с помощью специальных металлических уголков, – поясняла Лидия Царик их действия.

Портрет императрицы кисти Генриха Бухгольца не покидал свое место почти полвека. Он появился в Тронном зале при Екатерине Второй, которая пожелала украсить стены портретами своих предшественников, преемницей которых была. Тогда в Тронном зале поселились парадные портреты Петра Первого, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, тоже написанные Бухгольцем.

Портрет покидал Петергоф при Николае I, когда император велел передать его в Эрмитаж для снятия копии и реставрации. В 1870 году он демонстрировался на выставке русских портретов XVI – XVIII веков, устроенной Обществом поощрения художеств.

В годы Великой Отечественной войны в числе множества других экспонатов музея портрет был эвакуирован в Ленинград. В 1962 году картина вернулась в Петергоф и с тех пор не покидала Тронный зал.

– В последнее время на портрете обнаружились многочисленные осыпи красочного слоя, кракелюры. Было принято решение о необходимости реставрации, – рассказала Оксана Каяндер, хранитель живописи Большого дворца.

В ходе реставрации было сделано несколько открытий. О сюрпризах, преподнесенных Екатериной I, рассказала реставратор Елена Львова, которая провела в мастерской вместе с портретом императрицы больше года.

– Когда был снят слой пожелтевшего лака, обнаружилось, что лицо Екатерины написано не Бухгольцем, – рассказала она. – Он использовал изображение, сделанное другим художником, и просто наклеил его на холст. А потом дописал платье, скипетр, державу, романтический пейзаж с шатрами военных и приспущенными флагами на заднем плане и прочими атрибутами парадного портрета.

Сделай он это сегодня, мог бы попасть под суд за плагиат. Но в XVIII веке еще не существовало такого понятия, как «авторское право», и подобная практика была распространена. Можно сказать, что находчивый и не желающий себя особо затруднять Генрих Бухгольц был одним из первых, кто сделал коллаж.

Но этим сюрпризы не исчерпаны. Так, в черных волосах императрицы обнаружилась диадема с крупными жемчужинами, которая была закрашена, вероятно, реставраторами XIX века.

– В прежние времена реставраторы достаточно вольно обращались с произведениями искусства, – пояснила Елена Львова. – Сегодня во время исследований картин нередко обнаруживается, что авторская живопись закрыта позднейшими «дописываниями».

Когда сняли старый пожелтевший лак, выяснилось, что парадное платье императрицы из парчи, казавшейся золотой, на самом деле – серебряное.

Мало того! После расчистки лица императрицы стало ясно, что неизвестный художник изобразил ее голубоглазой. Хотя из многочисленных воспоминаний современников доподлинно известно, что глаза у нее были черные.

– Можно предположить, что художник писал Екатерину Первую, имея перед глазами гравюру, сделанную с оригинала Жан-Марка Натье, – считает Елена Львова. – Портрет императрицы, написанный Натье в 1717 году в Гааге, очень нравился Петру Первому. С него было сделано великое множество копий, в том числе гравюр.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.