Настоящее лицо императрицы

В Тронный зал Большого дворца Петергофа вернулся после реставрации парадный портрет Екатерины Первой кисти Генриха Бухгольца. Журналистам представилась возможность наблюдать за монтажом полотна и узнать об открытиях, сделанных реставраторами.

Настоящее лицо императрицы |

Когда мы зашли в Тронный зал, то увидели, что огромный портрет императрицы лежит на полу. Фотографам приходилось вставать на колени, чтобы сделать хороший кадр. Казалось, что они, как рыцари, преклонили колена перед прекрасной дамой.

Все было готово для водружения портрета, вернувшегося после реставрации в музей на его историческое место – на западной стене зала, справа, под самым потолком.

– Потолок здесь высокий, 10 метров, – рассказала Лидия Царик, заведующая отделом «Большой дворец». – Поэтому для монтажа нужно было соорудить железные леса высотой 8 метров.

Мы наблюдали за тем, как императрица вознеслась к потолку: монтажники выстроились на разных «этажах» лесов и с величайшей осторожностью передавали портрет друг другу. Все были в белых перчатках, что подчеркивало торжественность момента.

– Портрет вставляется в стену, а затем, с помощью золоченого багета, фиксируется на месте с помощью специальных металлических уголков, – поясняла Лидия Царик их действия.

Портрет императрицы кисти Генриха Бухгольца не покидал свое место почти полвека. Он появился в Тронном зале при Екатерине Второй, которая пожелала украсить стены портретами своих предшественников, преемницей которых была. Тогда в Тронном зале поселились парадные портреты Петра Первого, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, тоже написанные Бухгольцем.

Портрет покидал Петергоф при Николае I, когда император велел передать его в Эрмитаж для снятия копии и реставрации. В 1870 году он демонстрировался на выставке русских портретов XVI – XVIII веков, устроенной Обществом поощрения художеств.

В годы Великой Отечественной войны в числе множества других экспонатов музея портрет был эвакуирован в Ленинград. В 1962 году картина вернулась в Петергоф и с тех пор не покидала Тронный зал.

– В последнее время на портрете обнаружились многочисленные осыпи красочного слоя, кракелюры. Было принято решение о необходимости реставрации, – рассказала Оксана Каяндер, хранитель живописи Большого дворца.

В ходе реставрации было сделано несколько открытий. О сюрпризах, преподнесенных Екатериной I, рассказала реставратор Елена Львова, которая провела в мастерской вместе с портретом императрицы больше года.

– Когда был снят слой пожелтевшего лака, обнаружилось, что лицо Екатерины написано не Бухгольцем, – рассказала она. – Он использовал изображение, сделанное другим художником, и просто наклеил его на холст. А потом дописал платье, скипетр, державу, романтический пейзаж с шатрами военных и приспущенными флагами на заднем плане и прочими атрибутами парадного портрета.

Сделай он это сегодня, мог бы попасть под суд за плагиат. Но в XVIII веке еще не существовало такого понятия, как «авторское право», и подобная практика была распространена. Можно сказать, что находчивый и не желающий себя особо затруднять Генрих Бухгольц был одним из первых, кто сделал коллаж.

Но этим сюрпризы не исчерпаны. Так, в черных волосах императрицы обнаружилась диадема с крупными жемчужинами, которая была закрашена, вероятно, реставраторами XIX века.

– В прежние времена реставраторы достаточно вольно обращались с произведениями искусства, – пояснила Елена Львова. – Сегодня во время исследований картин нередко обнаруживается, что авторская живопись закрыта позднейшими «дописываниями».

Когда сняли старый пожелтевший лак, выяснилось, что парадное платье императрицы из парчи, казавшейся золотой, на самом деле – серебряное.

Мало того! После расчистки лица императрицы стало ясно, что неизвестный художник изобразил ее голубоглазой. Хотя из многочисленных воспоминаний современников доподлинно известно, что глаза у нее были черные.

– Можно предположить, что художник писал Екатерину Первую, имея перед глазами гравюру, сделанную с оригинала Жан-Марка Натье, – считает Елена Львова. – Портрет императрицы, написанный Натье в 1717 году в Гааге, очень нравился Петру Первому. С него было сделано великое множество копий, в том числе гравюр.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5743) от 14.07.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...