Наследие братьев Брюлловых. Коллекция Русского музея пополнилась архивным номером газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
Вчерашний день в Русском музее прошел под знаком Дня российской печати. Для самых важных своих церемоний музей использует зал Государственного совета, где находится знаменитое полотно Ильи Репина. Так было и на этот раз. Алла Манилова, генеральный директор Русского музея, приняла в дар от Бориса Грумбкова, генерального директора «Санкт-Петербургских ведомостей», номер газеты от 18 февраля 1854 года. В нем отражена одна из малоизвестных граней деятельности Александра Павловича Брюллова (1798 – 1877), знаменитого русского архитектора и художника, старшего брата Карла Брюллова.
ФОТО Русский музей
— У Русского музея существуют важные пересечения с газетой «Санкт-Петербургские ведомости». Титульный лист одного из номеров 1772 года украшает гравюра, которая хранится в собрании музея и была представлена недавно на выставке «Весть». В собрании музея находится картина Алексея Венецианова «Портрет неизвестного с газетой «Санкт-Петербургские ведомости», она датируется 1830 годом, временем Пушкина и братьев Брюлловых, — рассказала на церемонии руководитель Русского музея. Она добавила также, что противопожарная деятельность Александра Павловича Брюллова стал важным вкладом в сохранение исторического и культурного наследия России.
В свою очередь Борис Грумбков подчеркнул, что Русский музей и «Санкт-Петербургские ведомости» — это уникальные учреждения, которые выполняют важную задачу: они соединяют сегодняшний день, прошлое и будущее, бережно храня наследие и рассказывая современникам о том, что происходит в мире.
На шестой полосе подаренного номера газеты опубликован материал о проведении общего собрания акционеров «Второго Российского страхового от огня Общества». Оно было основано в 1835 году указом Николая I как частная организация под покровительством государства. В газетной публикации говорится не только о переизбрании директором общества действительного статского советника Александра Брюллова, но и о выплате дивидендов за 1853 год — в размере трех рублей серебром на одну акцию!
ФОТО Русский музей
На выставке «Великий Карл. К 225‑летию со дня рождения К. П. Брюллова», которая продолжает с большим успехом работать в Михайловском дворце Русского музея, посетители могут увидеть сразу два портрета Александра Брюллова — 1820‑х годов и 1841 года. Старший брат великого художника вошел в историю петербургской архитектуры как автор проекта здания штаба Гвардейского корпуса на Дворцовой площади. Эта постройка до сих пор является выдающимся примером диалога с предшественниками — Франческо Бартоломео Растрелли, построившим Зимний дворец, и Карлом Росси, автором комплекса Главного штаба. Также Брюллов спроектировал здание церкви Святых Петра и Павла на Невском проспекте, Пулковскую обсерваторию и ряд других построек.
Равновеликую славу Александр Брюллов обрел как автор интерьеров. Прежде всего речь идет о восстановлении интерьеров Зимнего дворца после пожара 1837 года. Брюллов спроектировал десять помещений, в том числе Белый и Александровский залы, Малахитовую гостиную и Малиновый кабинет. Архитектору принадлежит авторство главного интерьера Мраморного дворца Русского музея, а именно — двухсветного Мраморного зала. Наконец, Брюллов был мастером акварельного портрета. Его изображение Натальи Пушкиной считается лучшим в иконографии жены великого поэта.
Отметим, что Русскому музею посвятили свою деятельность потомки Александра Брюллова. Его сын Павел, известный художник-передвижник, в 1897 – 1912 годах был хранителем художественного отдела Русского музея. Другой сын — Владимир, музыкант и этнограф, служил делопроизводителем музея. Внук — Борис Павлович, историк искусства, краевед, педагог, в первые годы советской власти работал научным сотрудником музея.
По словам Григория Голдовского, заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, Александр Брюллов был наследником творчества своего брата, некоторые картины поступили позднее в собрание Русского музея. Что касается номера газеты от 18 февраля 1854 года, то он поступит в фонд Брюлловых Архива Русского музея, который хранит в том числе редчайшие манускрипты и изобразительные материалы.
В заключение церемонии Алла Манилова напомнила, что «в 1703 году, за несколько месяцев до основания Петербурга, вышел в свет первый номер первой российской газеты «Ведомости о военных и иных делах…». Ее редактировал Петр I, которому для реализации реформ, космических по глубине и масштабу, требовалось средство массовой информации для прямого общения с гражданским обществом».
Преемником этой петровской газеты и стали в 1728 году «Санкт-Петербургские ведомости», издававшиеся Академией наук. Многие историки полагают, что преемственность была несомненной, и летопись «Санкт-Петербургских ведомостей» можно начинать еще на 25 лет раньше, с 1703 года.
КСТАТИ
В День российской печати мы вспомнили некоторые славные страницы почти трехвековой истории «Санкт-Петербургских ведомостей». Среди авторов нашей газеты были Ломоносов, Достоевский, Тургенев, Толстой, Менделеев, Лесгафт. Ее постоянными читателями — Екатерина II, Пушкин, Чехов, Николай II…
Первыми в мире «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили об открытии камчатской экспедицией под командованием Витуса Беринга пролива между Азией и Северной Америкой. Позднее он получил название Берингов пролив в честь мореплавателя и путешественника. Из сообщения газеты российская публика узнала, что существует такой музыкальный жанр, как опера.
«Санкт-Петербургские ведомости» первыми рассказали, что по модели Бартоломео Карло Растрелли была успешно отлита скульптура «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком», которая ныне находится в постоянной экспозиции Русского музея в Михайловском дворце.
В 1751 году подписчиком газеты стал подпрапорщик лейб-гвардии Семеновского полка Александр Суворов, а редактором «Санкт-Петербургских ведомостей» был в то время академик Ломоносов.
В 1768 году газета публикует объявление о поиске подрядчика по доставке постамента для памятника Петру Великому. С легкого пера Пушкина мы называем его без кавычек — Медный всадник.
Пушкинская тема всегда была и остается в центре внимания нашей газеты. В 1817‑м она сообщила о выпускном экзамене в Царскосельском лицее. Через двадцать лет известила о смерти Пушкина: «Русская литература не терпела столько важной потери со времени смерти Карамзина». Еще через два десятилетия писатель Василий Курочкин вопрошал читающую публику, почему в Петербурге нет памятника Пушкину. Любопытно, что аникушинский шедевр появился на площади Искусств ровно через 100 лет, в 1957‑м.
В 1867 году известный критик Владимир Стасов выступил в газете с материалом о русских композиторах, где впервые использовал определение «Могучая кучка». Перу Стасова принадлежат статьи о Товариществе передвижных художественных выставок и картине Ильи Репина «Бурлаки на Волге».
Лучшие достижения отечественной техники получали отражение на полосах газеты. В 1779 году она сообщила, что Иван Кулибин изобрел прожектор, который в 500 раз увеличивает силу свечи. В 1837‑м, после открытия первой в России железной дороги Петербург — Царское Село, автор материала об этом событии вопрошал: «Какая сила движет эти экипажи?». И сам уверенно отвечал: «Ум человеческий!». В 1877 году «Санкт-Петербургские ведомости» сообщили о работе изобретателя Александра Можайского над «созданием летательного аппарата тяжелее воздуха».
Читайте также:
С нарастающим успехом проходит масштабная выставка Виктора Васнецова в Корпусе Бенуа Русского музея
В Корпусе Бенуа Русского музея работает выставка шести картин Андрея Васнецова (1924 – 2009)
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7825) от 14.01.2025 под заголовком ««Санкт-Петербургские ведомости». Русский музей. Братья Брюлловы».
Комментарии