Нашим дамам худеть воспрещается!

Дымковская игрушка представлена во многих музейных собраниях нашей страны, в том числе в Государственном Русском музее и Российском этнографическом музее в Петербурге. Но, для того чтобы ознакомиться с историей и сегодняшним днем древнего промысла, необходимо хотя бы на несколько дней приехать на вятскую землю, в город Киров.

Нашим дамам худеть воспрещается! | ФОТО АВТОРА.<br>Памятник дымковской игрушке привлекает внимание и взрослых, и детей.

ФОТО АВТОРА.
Памятник дымковской игрушке привлекает внимание и взрослых, и детей.

Соблюдая древние каноны

«Нашим дамам худеть воспрещается! Дымковские барышни должны быть округлыми, упитанными, дородными, румяными, горделивыми. Они олицетворяют традиционный русский крестьянский идеал красоты, который неподвластен сегодняшним веяниям моды», — увлеченно рассказывает руководитель творческого объединения «Дымковская игрушка» Союза художников России искусствовед Надежда Менчикова.

Слова Надежды Николаевны относятся, разумеется, не к внешнему виду мастериц дымковской игрушки, а к их творениям — женским фигуркам, созданным из глины. Творческое объединение «Дымковская игрушка» располагается в городе Кирове на улице Свободы, 67, в здании правления областной организации Союза художников России. В пятиэтажном доме находятся мастерские, музей, художественный салон-магазин.

Разговор о внешнем виде глиняных барышень зашел не случайно. Привередливые клиенты неоднократно просили Менчикову вылепить на заказ стройных, фигуристых девушек. Якобы они более подходят в качестве корпоративных подарков. Но подобные пожелания мастерицы дымковской игрушки не выполняют. «Мы создаем свои произведения, соблюдая древние каноны. Дымковская игрушка должна сохранить узнаваемость и своеобразие», — подчеркивает Менчикова.


Женское ремесло

Глиняные игрушки получили обозначение «дымковские» по названию слободы Дымково, где в шестнадцатом веке зародился этот промысел. Ныне Дымково является частью Кирова, а до середины двадцатого века она была деревенским предместьем большого города.

С древних времен изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. «Так сложилось исторически, — рассказывает Надежда Менчикова. — В слободе Дымково мужчины-гончары лепили посуду, горшки, различные бытовые предметы, а их жены и дочери из остатков глины стали делать игрушки».

Уже в восемнадцатом-девятнадцатом веках игрушки перестали быть только детской забавой — их стали использовать для украшения крестьянских изб. Да и в дворянских усадьбах Вятской губернии можно было встретить все больше ценителей народного промысла.


Упадок и возрождение промысла

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века спрос на продукцию женских рук стал резко падать. Виной тому были получившие широкое распространение игрушки и предметы интерьера промышленного производства. В этой ситуации почти все мастерицы ушли из промысла, чтобы заняться другим, более прибыльным делом. Исключение составила только Анна Афанасьевна Мерзина (1853 — 1938), которая не могла представить свою жизнь без создания глиняной миниатюры.

Возрождение дымковского промысла связано с именем вятского художника Алексея Ивановича Деньшина (1893 — 1948). Он подружился с Мерзиной, записывал ее рассказы о традиционных приемах лепки и росписи глиняных фигур. Деньшин подготовил несколько художественных альбомов и научных статей, посвященных дымковской игрушке и деятельности Мерзиной. Именно благодаря ему древним вятским промыслом заинтересовались чиновники советского Министерства культуры, а также московские и ленинградские искусствоведы.

В 1934 году А. А. Мерзиной была назначена персональная пенсия. В конце двадцатых — начале тридцатых годов ее работы стали принимать участие в художественных выставках, которые организовывались в различных городах Советского Союза. Видя успех Анны Афанасьевны, в промысел вернулись и другие мастерицы. В Вятке, переименованной в Киров в 1934 году, началось обучение древнему гончарному ремеслу молодых девушек.


На свидание с гармошкой

Для большинства туристов, приезжающих в Киров, знакомство с керамической миниатюрой начинается в музее «Дымковская игрушка». В двух залах находится около тысячи экспонатов: здесь и работы, созданные в начале двадцатого века, и лучшие произведения современных мастериц. Сюжеты очень разнообразны. Из глины лепят петухов, индюков, курочек. Мастерицы с удовольствием создают женские крестьянские образы: доярок с коровами, свинарок со свинками, птичниц с выводком утят и цыплят. Также представлены нарядные барыни с веерами, лихие наездницы на резвых конях. Одна из любимых композиций для многих художниц — свидание. Можно увидеть кавалеров, пришедших на свидание с гармошками, букетами цветов...


Создать свою игрушку

Жители и гости Кирова могут не только посетить музей, но и встретиться с мастерицами дымковского промысла, понаблюдать за их работой, а также сами попытаться вылепить глиняные фигурки. Если визитеры приехали в областной центр на несколько дней, то созданные ими произведения будут высушены, пройдут обжиг в печи и станут памятными сувенирами на долгие годы.

Чтобы даже бегло ознакомиться с технологией производства дымковских игрушек и особенностями их росписи, недостаточно прийти в музей один раз. Необходимо посетить несколько мастер-классов, охватывающих всю цепочку создания глиняной миниатюры: от подготовки глины до росписи готового изделия. Такую возможность музей также предоставляет.


От куска глины
к произведению искусства

Процесс производства дымковской игрушки практически не претерпел изменений на протяжении столетий. Сначала глину необходимо подготовить к работе. Мастерицы месят ее, как кусок теста, добавляя понемногу воды. Им нужно убедиться в том, что глиняная масса избавилась от воздушных пузырей. Когда глина готова, мастерица приступает к лепке. Все детали игрушки создаются отдельно, а потом соединяются. Например, чтобы получилась птица, необходимо поочередно вылепить пустотелое туловище, крылья, хвост, лапки.

Когда фигурка готова, она должна высохнуть. Сушка обычно происходит в самой мастерской при комнатной температуре. Небольшие фигурки высыхают за день-два, крупным изваяниям требуется больше недели. После сушки изделия обжигают. До шестидесятых годов двадцатого века этот процесс происходил в русских деревенских печах, которые топили дровами. В настоящее время используются современные электрические печи. В них при температуре 850 градусов глиняное изделие «томится» в течение шести часов.

После обжига игрушку вручную белят меловым грунтом. При этом внутри фигурки или снизу всегда остается кусочек неокрашенной глины. Потом начинается роспись фигурки темперными и акриловыми красками. Готовые изделия часто украшают сусальным золотом или поталью (сплав меди и цинка, внешне напоминающий золото). Золотые ромбы и квадраты стали отличительным знаком дымковской керамики. Для произведений вятских мастериц характерно использование сравнительно простого, но выразительного геометрического орнамента. Основные цвета: синий, желтый, красный, зеленый, оранжевый. Черный цвет применяется только для обозначения деталей.

При производстве дымковской игрушки не существует разделения труда: каждое изделие от начала и до конца создает одна мастерица. Также здесь нет шаблонов: игрушки почти никогда не повторяются. Каждая из них является уникальной.


Гармонисты всех возрастов

«Изготовлением глиняных игрушек я стала заниматься в шестнадцать лет, в 1958 году, после окончания восьми классов школы», — рассказывает Нина Петровна Борнякова.

Сначала ей доверяли делать только самые простые фигурки: птички, грибочки, цветочки. Потом она стала осваивать свистульки, которые должны не только хорошо выглядеть, но и достойно звучать. В настоящее время Борнякова является одной из наиболее успешных мастериц. У нее регулярно проходят персональные выставки, она участвует в коллективных экспозициях. Особое внимание Борнякова уделяет многофигурным композициям.

Недавно мастерица завершила серию работ, посвященную популярной телевизионной передаче «Играй, гармонь!». Нина Петровна изобразила гармонистов всех возрастов: от маленьких детей до стариков. Герои ее работ играют на гармошке, сидя на завалинке, во время езды на санях и даже верхом на лошади.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.