Нашим дамам худеть воспрещается!

Дымковская игрушка представлена во многих музейных собраниях нашей страны, в том числе в Государственном Русском музее и Российском этнографическом музее в Петербурге. Но, для того чтобы ознакомиться с историей и сегодняшним днем древнего промысла, необходимо хотя бы на несколько дней приехать на вятскую землю, в город Киров.

Нашим дамам худеть воспрещается! | ФОТО АВТОРА.<br>Памятник дымковской игрушке привлекает внимание и взрослых, и детей.

ФОТО АВТОРА.
Памятник дымковской игрушке привлекает внимание и взрослых, и детей.

Соблюдая древние каноны

«Нашим дамам худеть воспрещается! Дымковские барышни должны быть округлыми, упитанными, дородными, румяными, горделивыми. Они олицетворяют традиционный русский крестьянский идеал красоты, который неподвластен сегодняшним веяниям моды», — увлеченно рассказывает руководитель творческого объединения «Дымковская игрушка» Союза художников России искусствовед Надежда Менчикова.

Слова Надежды Николаевны относятся, разумеется, не к внешнему виду мастериц дымковской игрушки, а к их творениям — женским фигуркам, созданным из глины. Творческое объединение «Дымковская игрушка» располагается в городе Кирове на улице Свободы, 67, в здании правления областной организации Союза художников России. В пятиэтажном доме находятся мастерские, музей, художественный салон-магазин.

Разговор о внешнем виде глиняных барышень зашел не случайно. Привередливые клиенты неоднократно просили Менчикову вылепить на заказ стройных, фигуристых девушек. Якобы они более подходят в качестве корпоративных подарков. Но подобные пожелания мастерицы дымковской игрушки не выполняют. «Мы создаем свои произведения, соблюдая древние каноны. Дымковская игрушка должна сохранить узнаваемость и своеобразие», — подчеркивает Менчикова.


Женское ремесло

Глиняные игрушки получили обозначение «дымковские» по названию слободы Дымково, где в шестнадцатом веке зародился этот промысел. Ныне Дымково является частью Кирова, а до середины двадцатого века она была деревенским предместьем большого города.

С древних времен изготовлением игрушек занимались исключительно женщины. «Так сложилось исторически, — рассказывает Надежда Менчикова. — В слободе Дымково мужчины-гончары лепили посуду, горшки, различные бытовые предметы, а их жены и дочери из остатков глины стали делать игрушки».

Уже в восемнадцатом-девятнадцатом веках игрушки перестали быть только детской забавой — их стали использовать для украшения крестьянских изб. Да и в дворянских усадьбах Вятской губернии можно было встретить все больше ценителей народного промысла.


Упадок и возрождение промысла

В конце девятнадцатого — начале двадцатого века спрос на продукцию женских рук стал резко падать. Виной тому были получившие широкое распространение игрушки и предметы интерьера промышленного производства. В этой ситуации почти все мастерицы ушли из промысла, чтобы заняться другим, более прибыльным делом. Исключение составила только Анна Афанасьевна Мерзина (1853 — 1938), которая не могла представить свою жизнь без создания глиняной миниатюры.

Возрождение дымковского промысла связано с именем вятского художника Алексея Ивановича Деньшина (1893 — 1948). Он подружился с Мерзиной, записывал ее рассказы о традиционных приемах лепки и росписи глиняных фигур. Деньшин подготовил несколько художественных альбомов и научных статей, посвященных дымковской игрушке и деятельности Мерзиной. Именно благодаря ему древним вятским промыслом заинтересовались чиновники советского Министерства культуры, а также московские и ленинградские искусствоведы.

В 1934 году А. А. Мерзиной была назначена персональная пенсия. В конце двадцатых — начале тридцатых годов ее работы стали принимать участие в художественных выставках, которые организовывались в различных городах Советского Союза. Видя успех Анны Афанасьевны, в промысел вернулись и другие мастерицы. В Вятке, переименованной в Киров в 1934 году, началось обучение древнему гончарному ремеслу молодых девушек.


На свидание с гармошкой

Для большинства туристов, приезжающих в Киров, знакомство с керамической миниатюрой начинается в музее «Дымковская игрушка». В двух залах находится около тысячи экспонатов: здесь и работы, созданные в начале двадцатого века, и лучшие произведения современных мастериц. Сюжеты очень разнообразны. Из глины лепят петухов, индюков, курочек. Мастерицы с удовольствием создают женские крестьянские образы: доярок с коровами, свинарок со свинками, птичниц с выводком утят и цыплят. Также представлены нарядные барыни с веерами, лихие наездницы на резвых конях. Одна из любимых композиций для многих художниц — свидание. Можно увидеть кавалеров, пришедших на свидание с гармошками, букетами цветов...


Создать свою игрушку

Жители и гости Кирова могут не только посетить музей, но и встретиться с мастерицами дымковского промысла, понаблюдать за их работой, а также сами попытаться вылепить глиняные фигурки. Если визитеры приехали в областной центр на несколько дней, то созданные ими произведения будут высушены, пройдут обжиг в печи и станут памятными сувенирами на долгие годы.

Чтобы даже бегло ознакомиться с технологией производства дымковских игрушек и особенностями их росписи, недостаточно прийти в музей один раз. Необходимо посетить несколько мастер-классов, охватывающих всю цепочку создания глиняной миниатюры: от подготовки глины до росписи готового изделия. Такую возможность музей также предоставляет.


От куска глины
к произведению искусства

Процесс производства дымковской игрушки практически не претерпел изменений на протяжении столетий. Сначала глину необходимо подготовить к работе. Мастерицы месят ее, как кусок теста, добавляя понемногу воды. Им нужно убедиться в том, что глиняная масса избавилась от воздушных пузырей. Когда глина готова, мастерица приступает к лепке. Все детали игрушки создаются отдельно, а потом соединяются. Например, чтобы получилась птица, необходимо поочередно вылепить пустотелое туловище, крылья, хвост, лапки.

Когда фигурка готова, она должна высохнуть. Сушка обычно происходит в самой мастерской при комнатной температуре. Небольшие фигурки высыхают за день-два, крупным изваяниям требуется больше недели. После сушки изделия обжигают. До шестидесятых годов двадцатого века этот процесс происходил в русских деревенских печах, которые топили дровами. В настоящее время используются современные электрические печи. В них при температуре 850 градусов глиняное изделие «томится» в течение шести часов.

После обжига игрушку вручную белят меловым грунтом. При этом внутри фигурки или снизу всегда остается кусочек неокрашенной глины. Потом начинается роспись фигурки темперными и акриловыми красками. Готовые изделия часто украшают сусальным золотом или поталью (сплав меди и цинка, внешне напоминающий золото). Золотые ромбы и квадраты стали отличительным знаком дымковской керамики. Для произведений вятских мастериц характерно использование сравнительно простого, но выразительного геометрического орнамента. Основные цвета: синий, желтый, красный, зеленый, оранжевый. Черный цвет применяется только для обозначения деталей.

При производстве дымковской игрушки не существует разделения труда: каждое изделие от начала и до конца создает одна мастерица. Также здесь нет шаблонов: игрушки почти никогда не повторяются. Каждая из них является уникальной.


Гармонисты всех возрастов

«Изготовлением глиняных игрушек я стала заниматься в шестнадцать лет, в 1958 году, после окончания восьми классов школы», — рассказывает Нина Петровна Борнякова.

Сначала ей доверяли делать только самые простые фигурки: птички, грибочки, цветочки. Потом она стала осваивать свистульки, которые должны не только хорошо выглядеть, но и достойно звучать. В настоящее время Борнякова является одной из наиболее успешных мастериц. У нее регулярно проходят персональные выставки, она участвует в коллективных экспозициях. Особое внимание Борнякова уделяет многофигурным композициям.

Недавно мастерица завершила серию работ, посвященную популярной телевизионной передаче «Играй, гармонь!». Нина Петровна изобразила гармонистов всех возрастов: от маленьких детей до стариков. Герои ее работ играют на гармошке, сидя на завалинке, во время езды на санях и даже верхом на лошади.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 223 (5349) от 27.11.2014.


Комментарии