Народная артистка России Татьяна Пилецкая рассказала о любимых ролях и книгах

В этом году народная артистка России Татьяна Пилецкая отметила свое 95‑летие, а нынешний театральный сезон стал для нее 60‑м. Как Татьяна Львовна отпраздновала круглые даты? На сцене. Театр-фестиваль «Балтийский дом», в котором она служит, выпустил премьеру — спектакль Юрия Цуркану по пьесе Михаила Хейфеца «Рок-н-ролл на закате» с Пилецкой в главной роли. Кроме того, актриса занята еще в двух постановках «Балтийского дома» — «Деревья умирают стоя» по комедии Алехандро Касоны и «Семья в подарок» по драме Надежды Птушкиной. И в спектакле «Баба Шанель» по пьесе Николая Коляды в Театре имени Андрея Миронова. О секрете неиссякаемой энергии, своих ролях и любимых книгах Татьяна ПИЛЕЦКАЯ рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям».

Народная артистка России Татьяна Пилецкая рассказала о любимых ролях и книгах | ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

ФОТО предоставлено пресс-службой театра «Балтийский дом»

— Татьяна Львовна, каков ваш внутренний психологический возраст?

— Пять лет тому назад ушел из жизни мой муж. До этого я себя чувствовала лет на сорок, но уход любимого человека подействовал на меня очень сильно. Теперь у меня осталась только работа, пять-шесть спектаклей в месяц. На сцене я себя чувствую лет на 50, не больше. Театр — мой второй дом, и ко мне там великолепно относятся — внимательно, трогательно, трепетно.

— Но ведь для работы нужны силы, энергия. Откуда вы их берете? В чем ваш секрет?

— Легкий характер. Когда можно идти по жизни, не заостряясь на отрицательных эмоциях, не переживая, если сняли с роли. Отбрасывать нехорошие мысли, которые иногда приходят… Иног­да у меня это получается, иногда — нет. Когда не получается, я иду в театр. Там у меня чудные роли. Знаете, у меня есть такие стихи:

Я не могу сидеть без дела

И вяну, как цветок на грядке.

Еще кой-что сыграть хотела б,

И будет все тогда в порядке.

— Вы пишете стихи?

— Сейчас почти нет, но еще недавно писала. У меня есть около 80 стихотворений, и скоро должна выйти книга. Одни из недавних моих строк звучат так:

Сегодня меня муза посетила

И успокоила: «Тебя я не забыла».

Но все кругом так страшно 

обострилось,

Что рифма просто не ложилась.

— Вы любите читать?

— Да, с детства. До войны мы с родителями жили на Таврической улице. У папы была потрясающая библиотека, и я тайком брала книжки — Толстого, Достоевского… Перечитала много всего. Как сейчас помню, там была такая серая книжка Льва Толстого с железным рельефным портретом на обложке… А я еще была совсем девчонка. И когда папа однажды увидел меня со взрослой книжкой, он стал закрывать шкафы.

— Кого из писателей, поэтов вы любите больше всех?

— Я люблю Лермонтова, потому что я играла Веру в фильме Исидора Анненского «Княжна Мери». Я тогда очень близко познакомилась с его творчеством. И очень люблю Пушкина.

— Вы окончили Хореографическое училище имени А. Я. Вагановой. Хотели стать балериной?

— Я была девчонка… захотела — не захотела… Как меня мама могла отвести туда, не представляю. Она не знала, что это такое, какой это адский труд. Но это мне, конечно, очень многое дало: выносливость, силы и возможность чувствовать себя нормально по сей день. Для меня несложно ходить, танцевать, двигаться. Это заложено с детства. Это балет, хореографическое училище.

— А почему вы ушли из балета?

— Солистки из меня не получилось. Меня ставили в массовку. Вероятно, это было не мое.

Однажды со мной произошел забавный случай. Мы с одноклас­сницами должны были танцевать мышей в «Щелкунчике», и я — главную крысу. У меня был бархатный костюм, морда, длиннющий хвост. Я должна была выскочить первая и звать всех крысят. Пока мы репетировали в зале, все было хорошо. И вот спектакль, педагоги стоят в кулисах, выпускают нас. Меня выталкивают, я выхожу на сцену, вижу огромную черную яму зрительного зала и от страха все забываю, отпускаю свой хвост. Крысята выскакивают, наступают на хвост, отрывают его, получается куча-мала… Ругали меня страшно.

— А когда вы почувствовали, что хотите и можете стать артисткой?

— У нас в хореографическом училище открыли драмкружок. И я, конечно, вступила. Там режиссер ставил «Снежную королеву», он дал мне роль Снежной королевы. У меня было беленькое платьице, беленькая муфточка… Мама с папой пришли на спектакль, и папа говорил маме: «Подумай, Татьяна разговаривает! Как интересно!». Папа был удивлен. А мне очень понравилось. Вероятно, именно это и было для меня, мне нужно не балет, а вот это.

— Как вы работаете над ролью? Ищете своих героинь внутри себя?

— Я никогда не меряю роль на себя. Мои героини абсолютно на меня не похожи, все они очень разные. Я пытаюсь в первую очередь понять героиню — что она собой представляет, как живет, как выглядит, двигается, какие у нее привычки…

— Вы слушаетесь режиссера?

— Если это мне по душе — да. А если нет, то я говорю — нет, я так не буду. Начинаю доказывать. Например, я играю сейчас в спектак­ле «Семья в подарок» по пьесе Птушкиной. Название у этой пьесы совсем другое — «Пока она умирала». Я сказала: «Я под этим названием не буду работать». И театр придумал новое…

— Какая из ваших нынешних работ самая сложная?

— «Рок-н-ролл на закате» — очень сложный спектакль. Когда я прочитала пьесу в первый раз, то ничего не поняла. Люди ворчат, ругаются друг с другом… А потом пришел режиссер Юрий Михайлович Цуркану и сократил текст, все разровнял. Получился спектакль про любовь — про двух людей, которые одиноки, тянутся друг к другу, но не говорят об этом впрямую…

«Деревья умирают стоя» — очень трудный спектакль, требующий огромного напряжения. «Семья в подарок» — замечательный, доб­рый, милый, славный, я играю его с удовольствием.

— Вы сейчас снимаетесь в кино?

— Недавно Александр Николаевич Поздняков предложил мне эпизод в фильме о Петре I («Маяк Петра Великого»). Я с удовольствием согласилась и снялась в этом маленьком эпизоде в роли самой себя. Он был очень доволен, а я была довольна, что прикоснулась к Петру I и познакомилась с молодым режиссером, который его играет. Я очень люблю кино и жду — может быть, еще пригласят.

— Вы ходите в другие театры? Видели в последнее время постановки, которые вам понравились, запомнились?

— Редко, но хожу. Сейчас не могу вспомнить ничего такого, чтобы — ах! Я люблю концертную эстраду, я ведь и ей отдала много сил. Недавно была на концерте Александра Николаевича Серова. Это такой талантище! Он так глубоко понимает, о чем поет — каж­дое слово, каждую фразу.

— Вы на сцене уже шестьдесят лет. Что‑то еще может вас удивить в профессии?

— Ох, даже не знаю, чем меня еще можно удивить. Все же я придерживаюсь мнения, что главное в спектакле — это материал. Так что да, меня можно удивить. Новой пьесой, которую мне предложат.


#артистка #театр #интервью

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (7526) от 19.10.2023 под заголовком «Легкий характер».


Комментарии