Нам интересно наводить мосты

Только что в Эрмитаже мы открыли постоянную экспозицию нумизматики. Она классическая, эрмитажная, сочетающая академический подход с новаторским.

Нам интересно наводить мосты |

Раздел «Деньги и общество» – история денег в разных странах. Рассказ об их возникновении, роли в жизни общества, торговле, обменах, вторичном использовании... Сегодня, когда многое крутится вокруг денег, это особенно актуально. В современной европейской культуре деньги перестали быть реальными. Банковские чеки, карточки сами по себе ничего не стоят, отчего и происходят финансовые кризисы.

Музей возвращает людей к подлинной вещи. К деньгам, которые всегда имели цену. Их меняли, хранили, сберегали, копили. Во время кризиса, скачков рубля можно посмотреть на настоящие деньги и вспомнить, что у них есть своя история и они часть культуры общества.

Время мы переживаем бурное, культура у всех на виду, о ней говорят по разным поводам, хорошим и плохим. Все видят, как она работает в качестве пиара. Ее притягивают, когда нужен скандал. Скандал в каком-либо техническом министерстве, где крадутся миллиарды, никому не интересен. Вокруг «копеек» в Министерстве культуры раздувается шум. Культура – этикетка, позволяющая легче продать товар. В данном случае скандалы, которые, вероятно, должны помочь в каких-то больших разборках.

Наша задача – использовать любой повод для того, чтобы заявить о правах культуры. Стремиться, чтобы не политики использовали нас, допустим, в предвыборных делах, а с их помощью спасать памятники. Будь то Пальмира, Петербург или Кижи.

Проблемы культуры объединяют людей.

Эрмитаж освоил форму проведения Дней музея. Выставки – далеко не все, что мы можем делать. Там, где нет выставок, мы привозим атмосферу Петербурга и Эрмитажа.

Только что прошли Дни Эрмитажа в Екатеринбурге, где создается эрмитажный центр. В программе были лекции об Эрмитаже и о будущем центре, конференции, посвященные музеям в экстремальных ситуациях: музей и война, музейное комплектование времен войны, история коллекций. В Центре Ельцина мы вспоминали о том, что сделал Борис Николаевич для Эрмитажа. Он дал музею особый статус, при нем были выделены деньги на музейные закупки.

Следом за Екатеринбургом Дни Эрмитажа прошли в Иерусалиме. Состоялся большой благотворительный прием, который должен обеспечить средства для выставки в Эрмитаже рукописей Мертвого моря. Это библейские тексты, найденные в Кумранских пещерах, они более древние, чем любые хранящиеся в европейских библиотеках. Собираются деньги и для того, чтобы привезти в Петербург из музея в Тель-Авиве выставку Александра Архипенко, одного из основателей конструктивизма в скульптуре. В Иерусалиме, где достаточно людей, которые читают по-русски, мы представляли книги «Мой Эрмитаж» и «Взгляд из Эрмитажа» (сборник статей М. Пиотровского в газете «Санкт-Петербургские ведомости». – Прим. ред.).

Все эти события получили отклик. В Иерусалиме живут люди разных взглядов, правые и левые. Они сходятся на одной площадке благодаря Эрмитажу.

На этой неделе пройдут Дни Эрмитажа в Лондоне. Общество друзей музея готовит благотворительный вечер для финансирования наших проектов по современному искусству. В то же время в столице Великобритании откроется выставка рисунков дворца в предместьях Лондона, где были знаменитые сады. Во времена Екатерины их запечатлел местный художник и отправил русской императрице в качестве образца садово-паркового искусства.

Дни Эрмитажа – рассказ об атмосфере, которая существует вокруг коллекций музея. Этот рассказ находит отклик, иногда неожиданный. Так, из Греции к нам привезли скульптуры Парфенона, о чем раньше мы и помыслить не могли.

Интересно наводить мосты, и не только между странами.

Москва и Петербург долгое время жили обособленно, там происходили одни события, у нас другие. В последнее время между нашими городами вновь появился мост. Несколько выставок готовились совместно для двух столиц, но представлены они будут по-разному.

Две картины Кандинского выставлены в Третьяковской галерее. Мы обсуждаем, как интересно их показать у нас.

Скульптурные портреты Аменемхета III из собраний Эрмитажа и ГМИИ имени Пушкина, которые экспонируются в Москве, мы представим в больших залах Главного штаба. Это наш, имперский, петербургский подход. И выставка Кранаха, проходящая там же, приедет к нам. Одновременно с ней будет проходить выставка гиперреализма. Возникнет интересный диалог. Кого-то заинтересует старый мастер, кого-то современные авторы.

Наконец, «Олимпия» Эдуарда Мане прибудет в Петербург. В Москве ее окружили другими картинами, хотя она сама по себе потрясающая. Думаю, мы этого делать не будем.

Еще раз повторю: мосты между городами и странами надо сохранять, они объединяют людей. И даже трагические ситуации надо использовать во благо культуры.

Никто не может договориться о совместных военных действиях в Сирии, но вокруг Пальмиры люди объединяются. Правда, не все, некоторых это раздражает.

Пальмира освобождена, идут разговоры о реставрации. Мы устанавливаем контакты с сирийскими и германскими коллегами, обсуждаем, что можем сделать вместе. Есть наработки эрмитажных археологов, петербургских инженеров и немецких коллег. Первый этап – инженерное моделирование, как может выглядеть памятник.

Пальмира – испытание, смогут ли разные страны сотрудничать в ее восстановлении. С одной стороны, все выражают готовность. С другой – звучит: пусть русские этим занимаются. Посмотрим, получится ли дружить странами.

Интересно, как громко на примере Пальмиры мы сумеем заявить о правах культуры.

Нужно, чтобы это событие осталось в памяти военной победой с благоприятным для культуры результатом. Это победа прав культуры.

Еще одно испытание Пальмирой – желание ей помочь. У нас раздаются голоса: незачем тратить бюджетные деньги, своих проблем хватает. Россия всегда была отзывчива, вмешивалась в конфликты там, где особых имперских интересов не присутствовало. И были люди, готовые «жизнь за Гренаду отдать». Теперь все чаще звучит: что я с этого буду иметь?

Шум, поднятый вокруг Пальмиры, постепенно внедряет в сознание людей мысль, что памятники трогать нельзя, их надо защищать. Во время Второй мировой войны во враждующих армиях были специальные отряды по спасению памятников. Другое дело, что потом с ними делали. Сейчас мы видим, сколько памятников рушится на наших глазах. Они гибнут потому, что люди не осознают их ценность, а законы стараются обходить.

Пальмира – испытание на интеллектуальную зрелость общества.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (5691) от 27.04.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?