Надежды Берлинале

Сегодня открывается 66-й международный кинофестиваль в Берлине. Традиционно – самый ответственный в социополитическом смысле кинофорум.

Надежды Берлинале | ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

ФОТО Fer-Gregory/shutterstock.com

Руководитель Берлинале Дитер Косслик сделал программное заявление под названием «Шесть глаз»: тут отсыл и к юридическом термину о взаимном контроле и согласии, и к знаменитому политическому детективу Фрица Ланга «1000 глаз доктора Мабузе» (полувековой давности фильм о драматическом состоянии дел в Европе): «Экран для нас суть окно в другие миры – и в сегодняшней турбулентной обстановке это важно как никогда. Наш фестиваль, основанный в пятидесятом году, столь сложном в смысле политической атмосферы, всегда отстаивал позиции мирного сосуществования культур. Мы прекрасно понимаем, сколь соблазнительны и призрачны кинематографические иллюзии – но именно вера в них и в добрые помыслы дает нам энергию защищать наши идеалы. Идеалы равенства культур, равных гуманитарных возможностей, толерантности. В этом году фестиваль принимает больше 20 000 участников из 140 стран; в прошлом году было более полумиллиона кинозрителей, и мы рассчитываем, что цифра увеличится...».

А концепция гала-открытия Берлинале – истинный бурлеск в лучшем стиле знаменитых берлинских кабаре с их политическим сарказмом и сценическим мастерством. Конечно, при тотальном изменении масштаба: от маленьких подмостков – к мегазалам.

Открывает программу комедия Этана и Джоэла Коэнов «Да здравствует цезарь». Шик и мании Голливуда 1950-х: помпезные декорации и чарующие наряды, социопатологические сплетни журналистов, припадки лицемерия у продюсеров. События фильма отчасти следуют биографии известного в узких голливудских кругах продюсера Эдди Манникса – специалиста по решению проблем и корректировке падших актерских имиджей. Фабула: со съемочной площадки похищают «звезду» эпопеи про Юлия Цезаря – его играет Джордж Клуни, отчасти пародирующий Кларка Гэйбла. Реалии холодной войны и «красной угрозы» расцветают в цирковых эскападах. Анти- и прокоммунистические выходки актеров превращаются в водевиль. «Творение для восторга и смакования!» – радостно написали газеты после премьеры.

Но любопытно, как дальше Берлинале раскручивает комическую мистерию Коэнов в собственную фестивальную драматургию! А именно: документальную панораму открывает британский фильм-расследование «Любовники и деспот» (Росс Адам, Роб Кэнн), реконструирующий печально известное реальное похищение «звезды» южнокорейского кино Чой Ен Хи и ее мужа – режиссера Шин Сан Ока – в 1978 году. Они были «золотой кинопарой» нации в Южной Корее, а вождь Северной Кореи так любил кино, что приказал их похитить для своих прихотей – и дальнейшие перипетии привели к тому, что кинематографисты много лет работали в заточении. Сохранились аудиокассеты, которые фиксировали события, – и этот материал лег в основу феноменальной кинодрамы.

В общем – в этом году Берлинале интригует как никогда.

Жюри возглавляет Мерил Стрип. Она играла во многих классических исторических драмах – и в «Охотнике на оленей» Майкла Чимино (из-за которого разгорелся скандал на Берлинале 1979 года – делегации стран социалистического лагеря покинули зал, как и два члена жюри), и в душераздирающем «Выборе Софи».

В главном конкурсе – двадцать три фильма. В этом году предпочтение отдано скорее темам и кинематографическим прорывам, нежели известным именам.

Российские картины представлены в программах «Поколение» и «Форум». В «Форуме», одной из самых востребованных программ фестиваля, которая собирает образцы самого радикального киномышления, будет показан дебют Даниила Зинченко «Эликсир». В молодежном «Поколении» – «Тряпичный союз» Михаила Местецкого.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5641) от 11.02.2016.


Комментарии