«Надежда» гибнет,  жизнь идет

В репертуаре учебного театра «На Моховой» Санкт-Петербургской академии театрального искусства появился спектакль «Гибель «Надежды»по пьесе голландского драматурга Германа Гейерманса. Премьеру выпустили студенты четвертого курса мастерской профессора Сергея Черкасского к столетию гастролей Первой студии МХТ.

«Надежда» гибнет,  жизнь идет | ФОТО предоставлено пресс-службой учебного театра

ФОТО предоставлено пресс-службой учебного театра

Ровно сто лет назад одноименный спектакль, поставленный Ричардом Болеславским под руководством Леопольда Сулержицкого и Константина Станиславского, впервые был сыгран в стенах Тенишевского зала, где сейчас находится Учебный театр. В нем принимали участие многие из тех, чьи имена вошли в историю мирового театра: Михаил Чехов, Евгений Вахтангов, Серафима Бирман, Софья Гиацинтова и Борис Сушкевич, которому в 1940-е годы суждено было стать ректором Ленинградского театрального института.

В 2012 году, набрав новый курс, Сергей Черкасский затеял изучение опыта театральной педагогики в Первой студии МХТ, где начиная с 1912 года тогдашние студийцы делали первые шаги по изучению системы Станиславского. И уже на первом курсе его студенты в качестве материалов для этюдов взяли мемуары, труды театроведов и историков, посвященные Первой студии МХТ. Тогда же произошло распределение ролей, и каждый студент получил своего «подопечного» студийца, чтобы подробно изучить его биографию. Начинающие артисты ездили в Москву, посещали архивы обеих столиц и Вильнюса, прочли множество книг и документов.

Репетировали в течение года, погружаясь в материал, проживая каждый момент трагической пьесы. Так, в стенах мастерской, а потом и в фойе перед Малой сценой, где играют спектакль, возникли фотографии постановки столетней давности с репликами артистов и режиссеров, репродукции картин малых голландцев, морские пейзажи, повседневные сценки и даже «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера, рядом поместили деревянные голландские башмачки.

Спектакль решен в оттенках нидерландской живописи. Характеры героев прописаны крупными мазками, и антураж позаимствован из бытовых сюжетов живописи Северного Возрождения.

Действие происходит в небольшом рыбацком городке. Жители привыкли к постоянному шуму морских волн, ливням и ветрам. Большая часть мужского населения трудится на добыче сельди – опасный промысел. Почти в каждой семье шторм унес жизни мужей, сыновей, братьев. Но другой работы для мужчин нет. На заднем плане подвешены рыболовные сетки, канаты. Женщины занимаются домашними делами, чистят картошку, моют полы, болтают о насущном. Моменты уныния сменяются бурным весельем – такова рыбацкая жизнь. Надежда на счастливый случай только и дает силы жить дальше матерям, женам, сестрам. Женщины вздыхают: «Дорого нам рыба обходится». И предчувствие беды уже нависло над ними.

Показана простая жизнь одной семьи, в которой двое сыновей уплыли на рыбацком судне, как оказалось, навсегда. Ни одной доски, ни одной щепки не приплыло к берегу. Зрители находятся в постоянном напряжении. Молодые артисты сумели заставить их сопереживать героям, разделить с ними горечь и радость. Жизнь сильнее смерти. И в финале, когда заплакал новорожденный ребенок, снова засуетились матросы, заулыбались вдовы и зазвучал аккордеон.

14 ноября на сцене Учебного театра студенты мастерской Сергея Черкасского сыграют очередную премьеру из репертуара Первой студии МХТ, также сто лет назад показанную на Моховой. Это будет спектакль «Сказка о семейном счастье, или Сверчок на печи» по мотивам рождественской повести Чарльза Диккенса. А уже в декабре они представят новый спектакль – «Месяц в деревне» по пьесе И. С. Тургенева.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 196 (5569) от 20.10.2015.


Комментарии