Начать с мечты. Как появился театр современного танца «Каннон Данс»?

25 лет назад, когда Наталья и Вадим КАСПАРОВЫ начинали историю театра современного танца «Каннон Данс», этот жанр не был так популярен в нашей стране, как сегодня. За четверть века коллектив взрастил самобытных хореографов и артистов, организовал свыше 600 мастер-классов и творческих лабораторий, освоил разноплановый репертуар. Только за прошедший год театр показал пять премьер, созданных в сотрудничестве с российскими и зарубежными хореографами. В феврале прошлого года «Каннон Данс» вошел в состав «Петербург-концерта» и получил статус государственной компании.

Начать с мечты. Как появился театр современного танца «Каннон Данс»? | ФОТО Нины ДАНИЛИНОЙ/предоставлено пресс-службой «Каннон Данс»

ФОТО Нины ДАНИЛИНОЙ/предоставлено пресс-службой «Каннон Данс»

Четверть века назад про искусство современного танца мало кто знал. Как вы решились создать свой коллектив, с чего начали?

— «Каннон Данс» начался с мечты. Очень хотелось открыть что‑то абсолютно новое. Ведь первые модернисты были сродни закрытому обществу масонов, обладавших какими‑то тайными знаниями. Мы практически создавали «то, не знаю что» и шли «туда, не знаю куда»… Это сейчас — включил подкаст и слушай все о секретах менеджмента. Тогда ничего подобного не было, все надо было изобретать. Смешно вспоминать это время, но оно было очень волнующим. Первый мастер-класс, первые иностранцы, будто инопланетяне… Сначала было острое желание соз­дать свой коллектив, свой театр. Потом — придумать, как это реализовать. Мы выкладывались, не щадя ни себя, ни других.

С 1997-го по 2005 год «Каннон Данс» базировался в ДК Первой пятилетки. Там вы создали «Альтернативную сцену С’Танцiя», первую в стране площадку, где современный танец был представлен на постоянной основе. Расскажите об этом подробнее…

— Нам очень повезло тогда с этим пространством. Здание Дворца культуры Первой пятилетки так удачно оттеняло Мариинский театр, такая была гармония в их соседстве! Его снос — невосполнимая потеря. ДК был легендарным и до нас. Он был любимой гастрольной площадкой Аркадия Райкина, здесь выступали труппа американского хореографа и танцовщика Хосе Лимона, Санкт-Петербургский театр камерного балета Олега Виноградова, театр «Перекресток» Вениамина Фильштинского…

Мы открыли театр в мае 2000 года показом проекта Мейды Визерс (США), а потом пошло-поехало. Наши фестивали Open Look, «Кинотанец», Международный фестиваль джазового танца и музыки, конкурс молодых хореографов — все зарождалось именно там. Это было время первооткрывателей.

ДК Первой пятилетки мы воздвигли нерукотворный памятник в виде фестиваля современного танца, который так и называется — «Пятилетка». Стартовавший в 2011 году, он был приурочен к юбилею театра Саши Кукина и проводился раз в пять лет. Но уже третий год подряд мы его будем проводить как фестиваль петербургского современного танца.

Вы ведь задумывали не только театр, но и школу обучения современному танцу.

— Школа всегда была ключевым пунктом нашей деятельности, она для нас никогда не была бизнес-проектом. Школа — это лаборатория совместного поиска, где образование и спектакли — две половинки целого, одно не работает без другого. «Каннон Данс» всегда был Школой (с большой буквы) жизни, особого отношения к творчеству и искусству. Мы сотрудничали с педагогами со всего мира, многие из них создали спектакли на нашу компанию. Их знания, техники, опыт остались в телах русских танцовщиков.

Намерены ли вы продолжать сотрудничество с зарубежными хореографами в нынешних непростых условиях?

— Безусловно! Нет резона отрезать себя от мирового культурного контекста. Мы будем продолжать развивать международное сотрудничество на разных уровнях: это и постановочная деятельность, и фестивальная, и образовательная, и гастрольная. Даже теперь нам удалось пригласить зарубежных хореографов поработать с труппой. Результатом этого сотрудничества стали две премьеры прошлого года, вошедшие в наш репертуар, — «Куб невыразимый» Игора Кирова и «Вкл/Выкл» Иваны Балабановой (оба хореографа из Северной Македонии). Сейчас мы ведем переговоры с венгерским хореографом Лораном Закаром.

В прошлом году вы получили государственный статус. Что для вас изменилось?

— Мы бы не праздновали свое 25‑летие, если бы комитет по культуре Санкт-Петербурга не поддержал коллектив в эти непростые времена. Государственный статус гарантирует стабильное существование. Государство не указывает нам, что и как делать. У нас нет госзаказа на новые постановки, проекты. Творческий процесс зависит прежде всего от нашего желания и ответственности — осознания важности наших действий для развития компании и российского современного танца. Государственная поддержка открывает перед нами новые возможности и перспективы. Получение государственного статуса — событие номер один для нас в прошедшем году.

Для «Петербург-концерта» современный танец — новый жанр. Удалось ли вам привлечь публику?

— На наши спектакли нам удается приводить своего зрителя. Но мы не ограничиваемся исключительно специализированной публикой, поскольку на площадки «Петербург-концерта» приходят самые разные люди, включая тех, кто нашим жанром никогда не интересовался. Благодаря этому у нас расширяется аудитория, что хорошо.

Кроме того, мы стали репертуарным театром, а эта работа строится совершенно иначе. Это гораздо сложнее, чем просто сделать премьеру, показать ее ближнему кругу, «тусовке», и после работать над новой постановкой. Сейчас имеющиеся спектакли нам надо показывать регулярно. Это значит, что необходимо расширять зрительскую аудиторию и постоянно поддерживать ее интерес.

Какие еще важные события в творческой жизни «Каннон Данс» произошли в минувшем юбилейном году?

— Четверть века исполнилось не только театру, но и «Каннон Данс» как многопрофильной организации. Это и Дом танца, и школа, и проектная площадка, и организатор фестивалей, и еще множество активностей, связанных с развитием современного танца в Петербурге и России. От этой миссии мы себя не освобождаем.

В минувшем году мы приняли участие в фестивалях в России и за ее пределами, показали пять премьер, запустили образовательно-просветительский проект, вовлекающий в современный танец детскую и подростковую аудиторию (учащихся школ искусств, колледжей). Педагоги и артисты театра дали множество мастер-классов. И это не считая регулярных мероприятий в «Петербург-концерте».

Каким вы видите дальнейшее развитие компании?

— Главное для нас — то, что свое 25‑летие мы встретили с труппой-командой бойцов, готовых открыться современному танцу и достигать в этом искусстве вершин. В этом году хотим активно развивать гастрольную деятельность в других городах, регионах. Это встречи с другой публикой, что ставит перед нами новые организационные, информационные, творческие задачи.

Нынешнюю труппу мы набирали из более чем 200 заявок. Хотелось, чтобы ребята были с горящими глазами, вовлеченные и неленивые. Вроде бы получилось. Но еще многое предстоит сделать, и сейчас мы снова в начале долгого пути.


Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 24 (7353) от 09.02.2023 под заголовком «Пять пятилеток современного танца».


Комментарии